Линки доступности

«Макмафия: преступность без границ»


Новая книга британского журналиста Миши Гленни «Макмафия: преступность без границ» привлекла всеобщее внимание своим главным тезисом: распад коммунистических режимов и либерализация финансовых рынков привели к расцвету международной преступности.

«Коллапс коммунистических режимов в странах Восточной Европы больше, чем что бы то ни было, повлиял на рост организованной преступности во всем мире в последние 20 лет», – утверждает автор. Одна из причин этого – снижение уровня жизни правящих элит, включая сотрудников секретных служб.

«По мере того, как государства разваливались и их экономика стремительно сокращалась, – говорит Гленни, – на улице оказывались тысячи сильных энергичных мужчин, которые обладали навыками организации слежки, убийств, создания подпольных сетей… Совершенно очевидно, что ни к чему хорошему это привести не могло».

Распад бывшей Югославии, за которым последовали эмбарго западных стран, привел к созданию контрабандистских маршрутов, которые сейчас «являются главными транзитными путями доставки незаконных товаров и услуг со всего мира в страны Евросоюза, – говорит Гленни. – Когда в 1991 году было введено эмбарго на поставки оружия во все страны, ранее входившие в состав Югославии, в течение нескольких дней были созданы каналы, по которым оружие доставлялось сначала в Хорватию, затем в Боснию и Герцеговину. За ними вскоре последовали маршруты для доставки наркотиков, в первую очередь героина. Затем расцвела торговля людьми – огромное количество женщин незаконно переправлялись в Западную Европу. Кроме того, сигареты – не облагаемые налогами».

К концу 90-х годов, утверждает автор, на долю контрабанды приходилось 30% сигарет, продаваемых в Великобритании.

Но наиболее важным он считает тот факт, что организованная преступность и политические структуры в бывшей Югославии действовали рука об руку: «Все это происходило в сговоре с лидерами бывшей Югославии, поскольку таким образом финансировались войны, на эти деньги содержались военизированные группировки. Именно так нарождающиеся олигархи, деятели типа Аркана [лидера сербской военизированной группировки, известной под названием «Тигры»] финансировали свои империи».

Резкому росту международной организованной преступности в конце XX века также способствовала либерализация международных финансовых и потребительских рынков. По мере того, как в бывших коммунистических странах открывались новые рынки, преступное сообщество по всему миру объединялось в контрабандные инфраструктуры. Криминальные боссы проводили регулярные встречи для планирования новых путей доставки оружия и наркотиков и торговли людьми в Европе и на Ближнем Востоке.

Гленни – бывший корреспондент Би-би-си по Центральной Европе – пишет в своей книге, что с 1990 по 2000 годы российские олигархи вывезли из страны от 200 до 300 миллиардов долларов, незаконно полученных от продажи экспроприированных энергоносителей. Но с приходом Путина ситуация начала меняться. Он взял на себя роль всемогущего арбитра в решении вопросов собственности. «Мне кажется, – говорит автор книги, – что влияние гангстеров в России в настоящий момент уменьшается. Сферы их деятельности перешли к государству, особенно к КГБ».

А олигархи, которые бросают вызов власти Путина, оказываются в тюрьме или в изгнании. Однако Гленни видит в России и признаки перемен к лучшему: «Все главные боссы организованной преступности, оперировавшие в энергетическом секторе, за последние полгода были либо арестованы, либо нейтрализованы».

По оценкам Гленни, около одной пятой глобальной торговли приходится на долю международных преступных группировок. Самые быстрорастущие сферы глобальной подпольной экономики – киберпреступность и подделка денежных знаков.

Миша Гленни недавно выступил в Совете по международным отношениям в Вашингтоне. Его поездка по городам США связана с выходом в свет его книги «Макмафия: преступность без границ».

XS
SM
MD
LG