Петербург посетил писатель, диссидент и правозащитник Владимир Буковский. Основной целью его приезда в город на Неве было участие в конференции Демократических сил, о которой «Голос Америки» рассказывал накануне. Но Владимир Буковский решил лично поговорить с журналистами об итогах президентской кампании-2008 и о его видении путей развития демократического движения.
Президентская компания уже позади, и ее результаты были предсказуемы с самого начала. Поэтому напрашивался вопрос – зачем видный правозащитник решил участвовать в заранее срежиссированном мероприятии?
«Возбудить как-то интерес к происходящему, подбодрить приунывших людей. Показать, что мы еще что-то можем делать, можем сопротивляться, – сказал Буковский. – Хотя изначально было понятно, что никого из нас не зарегистрируют! Но на этом основании западные организации ПАСЕ, ОБСЕ и другие заявили, что выборы нелегитимны. Кроме того, мне было интересно самому услышать людей, почувствовать какой-то резонанс, какую-то отдачу. И она была! Я порадовался. На самом деле сопротивление есть, и немалое. Оно, может быть, не очень скоординировано, ему, может быть, не хватает стратегии, понимания, как и что делать».
«Сами по себе эти выборы вызвали у населения очень большое раздражение, – отметил он. – Это было очень оскорбительное шоу, где людям не отвели вообще никакой роли, даже статистов. Они были посторонними наблюдателями – гости на собственных похоронах! И, конечно, это очень раздражило людей, особенно потому, что власти старались принудить голосовать и голосовать именно так, как властям хочется».
«Все, что мы могли сделать – мы сделали. Результаты я не могу считать негативными, поскольку это добавилось в растущее сопротивление в стране», – резюмировал Владимир Буковский.
Журналисты попросили Владимира Константиновича объяснить, почему он категорически против создания каких либо новых демократических партий.
«Возникновение этих малых демократических партий было ошибкой, – считает Буковский. – Это излишний оптимизм 90-х годов, когда люди решили, что все, проблема демократии решена, победили мы окончательно, и никуда она не уйдет. И поэтому увлеклись чисто партийными играми – в то время, как на самом деле демократии еще и не было, и она никак не утвердилась. И как показали последующие события – весьма легко демонтируется».
«Увлекшись партийными играми, не смогли создать единого фронта. Не смогли оборонить наступление на демократию, отбить ее. Погрязли в спорах-склоках-дрязгах. Я не верю в партийную политику. Она, как правило, очень ограничивает инициативу людей. Эта форма неизбежно ведет к централизации, необходимости дисциплины – а это сковывает. Я верю в движение – мирное общественное движение. И естественный процесс – это чтобы было движение, а уж из него, если появится необходимость, может возникнуть партия. Надо вернуться к изначальному положению – если не будет общественного движения, то и нет смысла в партиях!»
Лидер Объединенного Гражданского Фронта Гарри Каспаров выступает за создание теневого парламента или Народной Ассамблеи, т.к. действующая Государственная Дума совершенно не отражает политического многообразия, существующего в России. Владимир Буковский скептически отнесся к этим предложениям: «Мне не кажется, это очень практичным. Мы опять оставляем контроль в руках властей. Им будет очень просто прислать бригаду ОМОНа и закрыть такой парламент. Работы много, стоит это дорого, проводить, подготавливать… Это безумная работа! А в результате ничего не будет. Каспаров не смог провести даже избирательное собрание – 500 человек – ему не дали. А уж что говорить о парламенте всероссийском! Это невозможно сделать. Это слишком контролируется властью!»
Как бы то ни было, но Владимир Буковский вошел в состав Координационного совета, который будет готовить Объединительный съезд демократических сил осенью этого года.