Восемь лет внутреннюю и внешнюю политику России определял один человек - Владимир Путин. Что изменилось 2 марта? Американские политологи обсуждают будущее внутренней и внешней политики России.
По мнению аналитиков, принимавших участие в симпозиуме, организованном вашингтонским Джеймстаунским Фондом, эра Путина закончилась, и перед Россией стоят новые задачи. Кремлю необходимо модернизировать вооруженные силы, укрепить энергетическую мощь, повысить статус страны на международной арене и нормализовать отношения с соседними странами.
Справится ли с этим новый президент? Вряд ли, считает профессор Института Стратегических Исследований при Военном Колледже Армии США Стивен Бланк. И дело не только и не столько в том, что Медведев не обладает знаниями и опытом ни в военной сфере, ни в международных делах. Важнее другое - успехи российской экономики, по его мнению, это фикция, потому что они нивелируются ростом инфляции и неэффективной, морально устаревшей инфраструктурой в большинстве отраслей, включая добывающую промышленность. А привязанность российских источников энергии и другого сырья к мировым рынкам делает страну чрезвычайно уязвимой в случае глобальной рецессии.
Стивен Бланк отмечает и еще один немаловажный фактор.
«В России идет возрождение третьеиюньской монархии - периода между июнем 1907 года и февральской революцией. Дума тогда была фактически лишена права контролировать деятельность правительства, и глава государства вновь обрел статус абсолютного монарха».
Никаких мало-мальски серьезных изменений внутри-и внешнеполитического курса России от Дмитрия Медведева ждать не приходится, полагают участники симпозиума. Надежды на третью «оттепель» совершенно беспочвенны, говорит политолог из Международного Института проблем мира, базирующегося в Осло. «Кое-какие изменения экономического характера возможны. Но либерализация экономики и оттепель в политике - вещи принципиально разные. Без либерализации экономики Медведев не сможет выполнить многочисленные обещания, данные во время выборов. Однако попытка политических реформ неизбежно приведет к конфликту с силовиками».
В тоже время, указывают американские политологи, Медведев может попытаться доказать, что не уступает Путину в твердости. И это повлечет за собой ужесточение цензуры СМИ, усиление репрессий в стране под флагом борьбы с коррупцией и «правовым нигилизмом», эскалации напряженности в отношениях России с Грузией, обострению «замороженных конфликтов»…
Стивен Бланк из Института Стратегических Исследований при Военном Колледже Армии США считает, что в результате смены власти в Кремле Россия будет играть все более дестабилизирующую роль на Балканах, вплоть до поставок оружия противникам независимости Косово. «Россия одержима идеей возрождения статуса «великой державы». Отсюда и недовольство Вашингтоном, который не относится к ним с должным уважением. Но мы не можем уважать насквозь лживую систему, и чтобы заставить Запад принимать его всерьез, Кремль прибегает к тактике запугивания и интриг».
Профессор Бланк полагает, что при президенте Медведеве также усилится европейская ориентация российской внешней политики. Однако это не помешает Кремлю и далее использовать энергетические рычаги для саботажа американских внешнеполитических инициатив. Он также предвидит рост военных расходов, особенно на развитие боевой авиации и ядерного оружия, а также интенсификацию попыток информационных нападений, подобных тем, что имели место в Эстонии.
Участники симпозиума в Фонде Джеймстаун согласны с необходимостью продолжать сотрудничество с Россией в сфере международной безопасности и нераспространения оружия массового поражения.
Вместе с тем, они считают, что США и другие страны Запада должны требовать от Москвы соблюдения прав человека в соответствии с подписанными ею международными договорами. Последовательная и бескомпромиссная позиция в этом вопросе - неотъемлемая часть гарантий безопасности в Европе.