Начало механическим инструментам было положено давно - еще в XVIIII веке публика развлекалась модными механическими клавикордами и фисгармониями (некоторые из них дожили в частных домах до наших дней), а затем и механическими пианино. F d первом десятилетии XIX века в Швейцарии появляются музыкальные шкатулки и другие предметы с цельной металлической звуковой гребенкой.
Они принципиально отличались от значительно более сложных предшественников, и в силу простоты конструкции и работы получили большое распространение. Именно на их базе в конце 20-х годов XIX века появляются знаменитые «музыкальные ящики». Это были первые автономно работающие механические музыкальные автоматы, стоявшие в барах и ресторанах. До изобретения граммофона музыкальные ящики были одним из главных домашних развлекательных устройств. И сегодня музыкальные ящики продолжают радовать людей благодаря небольшой фирме в штате Вермонт - Porter Music Box Co&Museum.
В доме, где располагается «Портеровский музей музыкальных шкатулок», когда-то жила семья Дуайта Портера. Музей существует уже десять лет, с 1997 года. Большая часть экспозиции - личная коллекция Дуайта Портера.
«Музей начался с двух музыкальных ящиков, - рассказывает владелец. - Сейчас, десять лет спустя, экспонатов настолько много, что для нас в доме не осталось места, и мы решили превратить его в музей».
Посетители в восторге от музея.
Линда Рич: «Этот музей - настоящее сокровище».
Трейси Стоун: «Я обожаю старину. Музыкальные ящики это живое напоминание о прошлом».
«Этот экспонат сделан в Париже в 90-х годах XIX века Гюставом Фаллубуа, -продолжает Дуайт Портер. - Видите - глаза открываются и закрываются. Он курит трубку. Он ловит в пруду золотую рыбку. А этот стул изготовлен в Швейцарии в 80-х годах позапрошлого века. Когда вы садитесь на него, начинает играть музыка».
В 1975 году Дуайт Портер начал сам изготавливать музыкальные ящики. Сегодня фирма Porter Music Box Co - главный производитель многодисковых музыкальных ящиков в мире. На фабрике работают исключительно высококвалифицированные специалисты, такие как Бен Роббинс.
«Я обслуживаю станки, - говорит Бен. - Делаю детали музыкальных ящиков, от маленьких сложных шестеренок до крупных элементов корпуса. Обслуживаю девять различных станков».
Мастер Рон Конноли объясняет каким образом усиливается звук: «Это резонирующая перегородка, которая усиливает звук, как это происходит в фортепиано или скрипке».
Генеральный менеджер компании говорит, что такое трудоемкое производство обходится дорого: «Самый дешевый из портеровских музыкальных ящиков стоит около 10 тысяч долларов».
За последние три десятилетия наблюдается возрождение интереса к музыкальным ящикам. Портер говорит, что знает причину этого: «Частично - дело в ностальгии. Люди тоскуют по старым добрым временам…»
Посетитель музея Джей Дэрин высоко оценивает работу Портера: «С одной стороны, казалось, это искусство угасает, но такие энтузиасты, как Портер тратят время и силы для того, чтобы производство громоздких музыкальных шкатулок жило и развивалось. И, похоже, инициатива Портера пользуется поддержкой, так что производство музыкальных ящиков будет продолжаться».
Портер говорит, что занимается этим не только из финансовых соображений: «Изготовление музыкальных ящиков - настоящее счастье. Я чувствую огромное удовлетворение от того, что моя работа приносит радость другим!»