Улица Бен-Иегуда – популярное место в Иерусалиме; сюда приходят погулять, расслабиться, посидеть в кафе, послушать уличных музыкантов. Но и здесь жителей не оставляют заботы о мировой политике. Сегодня многие из них с оптимизмом расценивают перспективу возобновления мирного процесса. Тамар Зельдон – один из них.
«Я всегда надеюсь на перемены, они очень нужны всем. Я считаю, что если обе стороны отнесутся к договоренностям серьезно, можно будет многого добиться», - говорит она.
Оптимизм выражают далеко не все. Иерусалимский юрист Даниэль Моден не уверен, что лидеры обеих сторон конфликта способны добиться реального прогресса: «Я не считаю, что вина лежит только на палестинцах или только на израильтянах. В последние годы ни у тех, ни у других не было достойных лидеров. Я не вижу их и сегодня».
В Восточном Иерусалиме и на Западном берегу Иордана сейчас проживает около 450 тысяч израильтян. Один из лидеров поселенцев Исраэль Медад считает, что если Эхуд Ольмерт попытается ликвидировать еврейские поселения на Западном берегу, это станет для него политическим самоубийством:
«Его правящая коалиция развалится. С политической точки зрения Ольмерт - один из самых слабых премьер-министров за всю историю Израиля. Он уязвим, поскольку против него ведется расследование. К тому же он слаб здоровьем. Не думаю, что в этом году мы получим мир, которого он хочет. Я не хочу такого мира».
Арабское население Рамаллы также по-разному смотрит на результаты конференции в Аннаполисе. Юрист Махмуд Карим не доверяет израильтянам: «Мы давно имеем с ними дело. Они не хотят мира. Как могут они пойти на заключение подлинного мира, если стремятся захватить всю Палестину?»
Опросы показывают, что 70% палестинцев поддерживают мирную конференцию в Аннаполисе, но при этом мало кто из них верит в достижение реальных результатов. Политический комментатор Хани Масри разделяет это мнение, но считает, что конференция полезна уже тем, что вновь привлекла внимание всего мира к страданиям палестинцев:
«Теперь палестинский вопрос стоит первым пунктом в повестке дня мирового сообщества. Теперь уже не винят во всем палестинцев, как прежде. И это хорошо, хотя этого мало».
Однако некоторые в Раммале, такие, как таксист Махмуд, надеются, что принятые на конференции решения приведут к положительным переменам: «Я надеюсь, что в нашей жизни что-то изменится. Нужно остановить кровопролитие, покончить с оккупацией и другими проблемами, с которыми сталкиваются палестинцы. Каждый из нас убежден в необходимости мира для всех».
Между палестинцами в Рамалле и израильтянами, гуляющими по центру Иерусалима, мало общего. Но и те, и другие надеются, что мирная конференция станет предвестником перемен к лучшему.