Фотограф Анни Лейбовиц пользуется в Америке такой же известностью, как рок-звезды и видные политики. Любые знаменитости почитают за честь позировать ей, и их портреты можно увидеть сейчас на выставке «Анни Лейбовиц: жизнь фотографа 1990-2005» в столичной галерее «Коркоран». Но не только. Открывшаяся на днях экспозиция носит и личный характер.
Известность пришла к Анни Лейбовиц в середине 70-х годов благодаря серии фотографий рок звезд, которые она сделала для престижного журнала «Rolling Stone». Было ей тогда чуть больше 20. Лейбовиц быстро догнала по известности своих знаменитых моделей, включая прославленного танцовщика Михаила Барышникова.
На выставке можно увидеть знаменитый снимок Барышникова, сделанный в 1990 на пляже в штате Джорджия на репетиции танца, специально придуманного для него хореографом Марком Моррисом.
В «Rolling Stone» Анни проработала 13 лет, до 1983 года. Следующие четверть века она снимает для другого журнала – «Vanity Fair». Два ее портрета вошли в список сорока лучших журнальных обложек за 40 лет, составленный в 2005 году Американским обществом художественных редакторов. Это – фото Джона Леннона в «Rolling Stone» 1981 года и Йоко Оно в день, когда она узнала о его смерти.
Ретроспектива в «Коркоране» охватывает 15 лет творчества Лейбовиц, с 1990 по 2005 годы. В экспозиции фотографии нескольких глав государств. Билл Клинтон запечатлен в первый день своего президентства. Правда сниматься с сигарой, которую он курил, когда Лейбовиц прибыла в Белый Дом, Клинтон отказался – политически некорректно. Представлены фотографии президента Буша. Королева Великобритании Елизавета выглядит весьма величественно, хоть и без короны…
Некоторые портреты Анни Лейбовиц делала у себя в студии, но вообще говорит, что предпочитает «натуру», то есть естественную для снимаемого человека среду: «Меня всегда интересовало, чем занимается мой персонаж, и как он это делает. Я влюблена в хорошую работу».
Анни говорит, что никогда не была журналистом, однако в экспозиции представлены примеры ее фоторепортажей – процесс О.Джея Симпсона, руины Всемирного торгового центра, снимки из Сараево во время войны. Один из них стал символом ужаса и бессмысленной жестокости. Анни Лейбовиц рассказывает:
«Я ехала на съемку Мисс Сараево, как вдруг прямо перед нашей машиной разорвалась мина. Мальчик, ехавший на велосипеде, был тяжело ранен. Мы повезли его в больницу, но он умер по дороге в нашем автомобиле... Я вернулась на место, куда упала мина, и сделала несколько кадров. Я была в состоянии такого шока, что даже не обратила внимание, что снимаю на черно-белую пленку».
Она отправилась в Сараево сопровождать писательницу Сюзен Сонтаг, с которой делила жизнь последние 15 лет. В экспозицию «Коркорана» Лейбовиц включила несколько фотографий Сонтаг. В беседе с «Голосом Америки» она рассказала, что работа помогла ей пережить смерть любимого человека:
«Мне кажется, что я порой я заставляю себя фотографировать, потому что не знаю, что поделать со своими чувствами. В такие минуты невольно обращаешься к вещам, приносящим утешение. Поэтому я представила публике личные снимки. Не знаю, сделаю ли я это еще раз».
Анни Лейбовиц считает себя летописцем своего времени, и говорит, что счастлива, что может заниматься любимым делом.