Линки доступности

Магнат на облучке


В 50 милях от Вашингтона расположен городок Мидлбург. Он широко известен в Америке, но… в узких кругах. Здесь в предгорьях Аппалачей раскинулись семейные владения наследников Дюпона, Меллона, Вандербильта. Личные состояния многих обитателей этой местности исчисляются цифрами со многими нулями.

В Америке не прижилось понятие «аристократия», но все знают: есть «старые деньги». Речь о семьях, чьи капиталы создавались и сто, и двести лет назад.

В Мидлбурге как раз – «старые деньги». Здесь особо чтят традиции, из поколения в поколение передают увлечения. Так, раз в год устраиваются увеселительные выезды экипажей. Сюда из разных штатов и даже из Европы в специальных фурах привозят лошадей и… старинные фаэтоны. Фаэтоны очень редкие, во всей Америке таких не более 50, а здесь, по случаю фестиваля, – целых 27.

В день выезда с раннего утра все на ногах: вычесывают лошадей, заводят оглобли и дышла, проверяют рычаги поворотов, укладывают реквизит.

Некоторые экипажи с именами и эмблемами, что в традициях доброй старой Англии: «Викинг», «Тантиви», «Венчур», будто выкатились они из романов Чарльза Диккенса. Шик, блеск, красота…

Строго соблюдаются правила выезда – дресс-код: для мужчин обязательны твидовый серый или черный пиджак, галстук, котелок или цилиндр. У дам – костюм с длинной юбкой, или блузон, шляпы должны соответствовать костюму. Специально подбираются защитные перчатки и фартук. Подол фартука защищает одежду от грязи и брызг.

Правило хорошего тона здесь – блюсти стиль эпохи. С младых ногтей репетируется выход из экипажа: как подать руку, куда смотреть… Не сразу все получается.

На вопросы о стоимости этих раритетных фаэтонов, ландо, участники отвечают уклончиво: мол, очень дорого: «Фаэтон, это как «бентли» сегодня», – раскрывает тайну содиректор фестиваля Жаклин Орстром и добавляет: «Даже еще дороже».

Управляет экипажем кучер – он же и хозяин. Для русского уха звучит, конечно, диковинно: например, кучер господин Дюпон… Ну хобби такое у магната – быть кучером в свободное от работы время.

Участники фестиваля – все любители выездов и знатоки лошадей. «Трубят рога: “Скорей! Скорей!” И копошится свита…». Щелчок бича – поехали!

Когда-то в Англии было предписано, чтобы пред каждым экипажем шел человек с красным флагом или фонарем, – он предупреждал других участников движения, а скорость была 4 мили в час. Потом на дилижансах появились фонари, а скорость повысили до 14 миль. Бежать впереди лошади уже не получалось.

Путь наших экипажей лежит по старым деревенским трактам. Вокруг простор – рощи, луга, предгорья. Частные земли. Помните, что кричал кот из сказки Шарля Перро: «Чьи владения?» – «Маркиза де Карабаса!» – неслось в ответ»… В отличие от сказочных, владения и владельцы вокруг настоящие, никакого обмана.

Несут гнедые. На запятках – грумы. На верхних скамьях – пассажиры. И реквизит пригодился – зонтики – солнышко припекает. Некоторые кучера не без лихости разгоняются миль до 16 в час. Конечно, не «Формула 1», но в своем классе очень резво.

Через час под пение рожков кавалькада вкатывается в поместье.

Усадьба XIX века для Америки седая старина. А дом викторианского стиля не что иное, как библиотека – библиотека по спортивному коневодству. И все эти прогулочные катания организованы в помощь этой самой библиотеке.

Кстати, цена выезда каждого экипажа… Нет, об этом соглашается сказать пожелавший остаться неизвестным джентльмен: «Если сложить все расходы: обслуга, фуры для перевозки, упряжь, то стоимость выезда потянет тысяч на десять. Недешевое удовольствие».

Но 10 тысяч – не цена вопроса, – вторит неизвестному директор библиотеки Нэнси Парсон: «Свыше 280 тысяч долларов пожертвовали в фонд библиотеки участники фестиваля».

За успех благородного дела на привале пьют шампанское – бутылки припасены в походных барах. Сидя на облучке, бокал шампанского… А почему нет? Здесь самое время поговорить о том о сем, но, конечно, главные разговоры о коучах, то есть фаэтонах.

Чарлз Мэтисон: «Мой коуч называется «Викинг». Здесь у всех фаэтонов свои имена. Этот изготовили в 1903 году, для Альфреда Вандербильта. Запрягается четверкой лошадей. Так много экипажей в одном месте и в одно время вы больше нигде не увидите. Традиционное увлечение у нас в Вирджинии – путешествие в экипаже по здешним просторам».

«Этот коуч – предшественник современного автобуса. Он построен в 1875 году. И называется «Тантиви», – говорит г-жа Пионконе. – Пассажиры в таких каретах ездили на крыше, а если плохая погода, то внутри. Для нас это лучший фаэтон в Америке».

«Кожаные сиденья, инкрустированная обшивка внутри, здесь все восстановлено, – отмечает участница фестиваля Джулия Мартин. – Вот на таких фаэтонах в Англии перевозили почту. А красные колеса – не ошибетесь – точно почтовый экипаж».

Вид изящных фаэтонов вызывает ностальгию. Путешествие под цокот копыт, без сенсаций, без суеты и запаха бензина… «На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый»… О нет, это про других лошадей и про другие времена.

Теперь фаэтоны дороже, чем «бентли» или «феррари», а на облучке запросто может оказаться владелец заводов, газет, пароходов. Такое вот тысячелетье на дворе.

XS
SM
MD
LG