Линки доступности

Пути давления на Иран: мнения экспертов


Администрация США готовится официально объявить иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) террористической организацией. Корпус является элитным подразделением вооруженных сил Ирана, насчитывающим 125 тысяч военнослужащих.

Недавно заместитель государственного секретаря США Николас Бернс предупредил об ужесточении политики в отношении Ирана, поскольку Тегеран отказывается приостановить работы по обогащению урана. Ранее по той же причине Совет Безопасности ООН расширил перечень санкций в отношении Ирана. Тегеран, со своей стороны, утверждает, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели.

Решение администрации США окажется прецедентным: до сих пор Вашингтон никогда не объявлял террористической организацией вооруженные силы какого-либо суверенного государства.

Большинство экспертов соглашаются с тем, что элитные военные подразделения Ирана действуют в Ираке и Афганистане, а также оказывают поддержку экстремистским группировкам на Ближнем Востоке.

У Корпуса стражей исламской революции есть собственная армия, авиация, военно-морской флот, а также подразделения специального назначения. Весной 2006 года принадлежащие корпусу военно-морские силы взяли в плен 15 британских моряков. Спецподразделения Корпуса обеспечивали ракетным вооружением ливанскую террористическую организацию «Хезболла», которая использовала эти ракеты для обстрелов Израиля.

Эксперт Университета национальной обороны Ричард Рассел специализируется на изучении проблем безопасности на Ближнем Востоке. По его словам, Корпус стражей исламской революции является инструментом иранской внешней политики и угрожает не только американским интересам в этом регионе, но и интересам самого региона.

Рассел поясняет: «При взгляде на историю конфликта в Персидском заливе становится ясно, что иранцы в лице КСИР были замешаны в организации серии террористических атак». Он напоминает, что в результате одной из них, совершенной в начале 1980-х, погибли 269 морских пехотинцев США, входивших в состав международного миротворческого контингента. Также есть данные, показывающие, что КСИР оказал поддержку террористам, взорвавшим жилой комплекс в Саудовской Аравии в 1996 году, в результате чего погибли 19 американцев. «По-моему, вполне справедливо считать Корпус стражей исламской революции инструментом государственного терроризма Ирана», – резюмирует Рассел.

По свидетельству экспертов разведывательных служб, члены КСИР поддерживают контакты с подпольными организациями, действующими в зоне Персидского залива, где в странах, управляемых суннитами, – таких, как Кувейт, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты, – существуют довольно значительные шиитские общины.

Ричард Рассел отмечает, что объявление Корпуса стражей исламской революции вне закона может вынудить Тегеран занять оборонительную позицию. «Иранцы, – говорит он, – рассуждают следующим образом: с нашей помощью американцы увязли в Ираке; американцы также увязли в Афганистане. Таким образом, иранцы чувствуют себя совершенно комфортно в отношениях с Вашингтоном. Они уверены, что США не смогут использовать военную силу, чтобы остановить иранскую ядерную программу. Санкции в отношении Корпуса могут несколько умерить самоуверенность Тегерана».

Марк Фицпатрик, эксперт по военно-политическим конфликтам при лондонском Международном институте стратегических исследований, указывает, что за поведением Ирана кроется желание заполучить технологию производства ядерного оружия: «Цель США – убедить Иран, что ему придется дорого заплатить за игнорирование решений Совета Безопасности ООН и продолжение своей программы обогащения урана».

Фицпатрик уверен, что недовольство политикой Тегерана будет расти даже в самом Иране: «В деловых кругах Ирана и среди других слоев иранского общества начнет расти понимание того, что их правительство не идет по правильному пути. Они начнут спрашивать: действительно ли Ирану стоит изолировать себя политически и страдать экономически из-за ядерной программы, которая на самом деле не имеет никакой рациональной основы?»

Однако другие аналитики, включая Фаваза Гергеса из Колледжа Сары Лоренс в Нью-Йорке, сомневаются в том, что преследование Корпуса стражей исламской революции вынудит Тегеран пойти на сотрудничество с международным сообществом. «Вместо того, чтобы расценить действия администрации президента Буша как прямой результат сопротивления и нежелания лидеров Ирана достичь компромисса по Ираку и ядерному оружию, – подчеркивает Гергес – иранское руководство, вероятно, воспримет эти действия как объявление войны. Возможно, мы станем свидетелями нескольких очень напряженных недель и месяцев в отношениях между Вашингтоном и Тегераном».

По словам Гергеса, Тегеран хочет заставить США признать, что на Ближнем Востоке без Саддама Хусейна Иран играет главенствующую роль: «До тех пор, пока Соединенные Штаты будут прибегать к компромиссам в отношении Ирака и принимать в расчет существенные интересы Ирана, иранцы вряд ли пойдут на уступки».

Джон Калабрезе, сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока, утверждает, что запланированная акция в отношении Корпуса стражей исламской революции может усилить позиции иранских сторонников жесткой линии: «Более консервативные круги расценят действия США как свидетельство того, что у Америки нет серьезных намерений для диалога. Люди, которые считают себя прагматиками и более склонны к ведению диалога, окажутся в глупой ситуации. Я не думаю, что будут эффективными попытки извлечь выгоду из раскола внутри иранского истэблишмента».

Калабрезе отмечает, что Тегеран пользуется затруднениями США в Ираке, но для иранцев было бы ошибкой продолжать эту политику. «Соединенные Штаты являются единственной мировой супердержавой, – напоминает он. – Существует опасность того, что иранская сторона может перестараться в своих усилиях. А Америка, которая хоть и получила синяк, но, несомненно, не ослабела, может слишком резко отреагировать на действия иранцев».

Калабрезе и другие специалисты по Ближнему Востоку считают, что сбалансированное сочетание жестких санкций и дипломатических стимулов создаст больше возможностей для подвижек в отношениях США и Ирана.

XS
SM
MD
LG