Линки доступности

В США продолжаются дебаты о политике в отношении Ирана


Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) готовится представить очередной доклад о состоянии ядерной программы Ирана, от которого зависит принятие новых санкций Совета Безопасности против этой страны. Выводы МАГАТЭ должны быть обнародованы в начале сентября. Тем временем в Вашингтоне разгорелись острые дебаты: следует ли дать дипломатии еще один шанс, или же ядерные и региональные амбиции Ирана заслуживают более жестких мер?

Представители МАГАТЭ провели переговоры в Тегеране о путях разрешения проблемы обогащения урана. Иран отказывается уступить требованиям ООН прекратить эту программу и настаивает на ее разработках в исключительно мирных целях. США и другие страны Запада подозревают, что Тегеран стремится создать ядерное оружие.

Как считает эксперт по Ирану, сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока Джон Калабрезе, выводы МАГАТЭ о степени готовности Ирана сотрудничать с международным сообществом могут повлиять на позицию США в вопросе введения дополнительных санкций: «Если доклад МАГАТЭ укажет на нежелание Ирана сотрудничать, позиции тех, кто в администрации США настаивает на ужесточении санкций, укрепятся».

Однако есть и такие, которые считают, что одного этого будет недостаточно для обуздания ядерных амбиций Ирана. В вашингтонских аналитических центрах разгорелись острые дебаты: не следует ли прибегнуть к более жестким мерам, вплоть до применения силы? «Ястребы» указывают, что, несмотря на прошлогоднюю инициативу госсекретаря Кондолизы Райс, в переговорах с Ираном не было достигнуто прогресса ни по решению ядерной проблемы, ни по прекращению поставок Корпусом стражей иранской революции оружия иракским повстанцам.

Среди тех, кто придерживается жесткой позиции, – бывший постоянный представитель США при ООН Джон Болтон. Однако Патрик Клоусон из вашингтонского Института ближневосточных исследований считает, что следует проводить более гибкую политику: «Если иранские агенты на местах принимают участие в убийстве американцев, то вопросов нет – США должны использовать против них силу. Однако ядерная проблема – совершенно другое дело. До тех пор, пока иранская ядерная программа развивается медленно и пока дипломаты добиваются хоть какого-то успеха, нам не следует спешить с применением военной силы».

На данный момент приоритетом администрации Буша является ужесточение санкций против Ирана. В марте Совет Безопасности ООН проголосовал за замораживание зарубежных активов юридических лиц и организаций, причастных к иранской ядерной программе. Пресс-секретарь госдепартамента Шон Маккормак заявил, что администрация продолжает считать эти меры эффективным средством. «Санкции имеют силу международного закона, – сказал он. – Все более очевидно, что у Ирана возникают затруднения в контактах с мировой финансовой системой и деловым сообществом».

Однако иранское руководство может придти к выводу, что Тегерану нечего опасаться в последние 17 месяцев пребывания у власти администрации Буша. Джон Калабрезе считает такой вывод рискованным: «Политические проблемы нынешней администрации могут навести иранцев на мысль, что Тегеран может и дальше затягивать решение проблемы. Они, однако недооценивают готовность администрации к принудительным мерам».

А пока администрация Буша дает ясно понять, что Белый Дом «не потерпит доступа Ирана к ядерному оружию».

XS
SM
MD
LG