Только что из печати вышла книга бывшего специального представителя США на Ближнем Востоке Денниса Росса «Искусство дипломатии». Посол Росс любезно согласился побеседовать с Русской службой «Голоса Америки» о политике США и России.
Билл Скандрич: Г-н посол, как известно, в последнее время Россия все более агрессивно ведет себя на международной арене, что привело к возрастанию напряженности в отношениях с США. Более всего Белый Дом беспокоит иранская проблема. Россия оказывает помощь Тегерану в развитии ядерной программы, а также осуществляет поставки систем противовоздушной обороны. Что мог бы Вашингтон предпринять в этой связи?
Деннис Росс: На мой взгляд, Россия создает для нас проблемы во многих регионах мира. Что касается Ирана, то здесь все несколько более сложно. С одной стороны, Москва - после затяжных дипломатических усилий - встала на сторону США в Совете безопасности ООН. Тут проблема заключается в расхождении между целями и средствами. Дипломатический процесс в Совбезе идет крайне медленно, а тем временем ядерная программа Ирана развивается быстрыми темпами. Поэтому хотя Россия и помогает нам, мы отстаем от развития ситуации в Иране.
Помощь Тегерану в совершенствовании системы ПВО не может не вызывать тревоги. В общем контексте нельзя исключить вопрос о военном решении ядерной проблемы Ирана - если не с нашей стороны, то с израильской. В Тегеране должны ясно отдавать себе отчет, что если они продолжат действовать в прежнем направлении, может возникнуть опасность военного решения. Поэтому если Россия считает, что, помогая Ирану с ПВО, она делает военный вариант менее вероятным, это ошибка. Действия Москвы не способствуют устранению ядерной угрозы. Россия должна определить, насколько ее устраивает появление у своих границ ядерного Ирана, который может в будущем решить, что ему следует поддерживать не только «Хезболлу», но и чеченских боевиков.
Я считаю, Москве следует задуматься над проблемами, которые она создает. Подозреваю, что российский подход к Ирану сводится к формуле «Мы не будем создавать проблем для вас, если вы не будете создавать проблем для нас». В сфере геополитики, если мы хотим повлиять на поведение России, одним из способов может стать использование желания Москвы играть более видную роль в глобальном масштабе. Стремление России вновь занять место мировой сверхдержавы является мощным стимулом, и это объяснимо в контексте утраты ею былого статуса. Очевидно, что это очень важно для Владимира Путина.
Однако, на мой взгляд, президент России должен понимать главное: для того, чтобы Россия играла серьезную мировую роль, чтобы с ней считались, она должна проводить ответственную политику - не только с точки зрения США, но и ЕС и других стран. Если этого не будет происходить, если Москва - в противовес международным интересам - будет потворствовать таким странам, как Иран, ее статус будет снижаться. Нам следует использовать интересы и потребности России. Причем делать это не в вызывающей форме, а прагматично.
Б.С.: Россия стала одним из главных поставщиков энергоресурсов на Запад и в другие регионы мира. В какой мере влияет на политику Запада его зависимость от поставок российских ресурсов? Не ограничивают ли они выбор вариантов политики?
Д.Р.: Как мне представляется, зависимость не так важна, как курс доллара и цена на энергосырье. Когда цена за баррель нефти достигает 74 долларов, влияние России растет, и она не считает необходимым прислушиваться к мнению других стран. При цене 45 долларов ее влияние, соответственно, было бы меньше.
Но тут важно не упускать из виду один аспект. Россия не инвестирует достаточно средств в создание общества, основанного на знаниях. Ее экономика практически полностью зиждется на ископаемых ресурсах. Если цены упадут, а инвестиции в наукоемкие производства не будут произведены делались, ее конкурентоспособность снизится. Поэтому, на мой взгляд, проблема не в зависимости. В конце концов с Россией может произойти то, что когда-то произошло с Насером, угрожавшем перерезать пути доставки нефти. Москве могут сказать: «Самим вам свою нефть не выпить». Россия вынуждена продавать ее.
Что касается газа, то с некоторыми из своих соседей она в эти игры уже поиграла. Однако управляет этой игрой рынок. Если рынок держит высокие цены, это одно. Но если цены пойдут на спад в связи с появлением альтернативных источников, России придется столкнуться со значительной утратой своего влияния.