«Месхетинские турки: беженцы или переселенцы?» - так был назван круглый стол, организованный Краснодарским клубом гражданского образования. Он был посвящен третьей годовщине действия гуманитарной программы по переселению из Краснодарского края в США семей турок-месхетинцев, которые были лишены возможности получить как российское гражданство, так и вернуться на историческую родину в Грузию.
Нынешнее переселение через океан стало для маленького народа месхетинских турок третьим исходом за последние 60 лет. В ноябре 1944 года по личному указанию Сталина тысячи месхетинских семей, проживавших в Грузии, были объявлены «неблагонадежными» и переселены в Узбекистан. Здесь до конца 50-х годов изгнанники работали на хлопковых полях, по сути, на положении крепостных, не имея возможности без разрешения даже переезжать из одного населенного пункта в другой.
В программах «Голоса Америки» уже не раз поднималась эта тема. Если повторить коротко, то месхетинцы на сегодня остались единственным из 11 народов бывшего Советского Союза, который до сих пор, спустя 60 лет после сталинской депортации, не может вернуться на историческую родину. Да и, честно говоря, надежд на это все меньше… После Ферганских погромов в конце 80-х годов этот народ был расселен по разным регионам СССР в расчете, что он вернется в ближайшее время в Грузию. Но мечта целого народа, похоже, погибла под обломками СССР.
Труднее всего пришлось беженцам, временно поселившимся в Краснодарском крае. Месхетинцам на Кубани сразу не повезло уже потому, что их приезд в местные станицы совпал с отъездом из края на родину крымских татар. Новые переселенцы покупали дома старых, что в какой-то степени способствовало переносу «образа врага» на другой народ…
В конце 90-х годов ситуация стала тупиковой. Месхетинцам не продлевали временную регистрацию, их не принимали на работу, отказывали в медицинской помощи. И тогда, вспоминает один из участников встречи в Краснодаре, эксперт Новороссийского комитета по правам человека Вадим Карастелев при содействии международных правозащитных организаций решил лично побывать в Вашингтоне и ходатайствовать перед американскими властями о переселении в США большой группы турок-месхетинцев в качестве беженцев. В 2004 году такая программа была утверждена Конгрессом США и первые 26 семей месхетинцев, проживавших в Краснодарском крае (таково был непременное условие гуманитарной программы), вылетели в Нью-Йорк.
Как не парадоксально, первое время у программы находились противники среди самих месхетинцев. Они посчитали, что им готовят очередную депортацию. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. На Кубань приходят письма от родственников, которые обустроились в Америки: получили жилье, работу, изучают язык. Большинство иммигрантов действительно поверили, что смогут адаптироваться в новой для них социально-экономической и культурной среде.
На заседание круглого стола в Краснодар из штата Аризона прилетел 18-летний Мустафа Конниев. Он уехал в Америку с отцом и родным братом два года назад. Сейчас отец работает и кормит всю семью. Мустафа учится в школе, мечтает получить хорошее образование и стать адвокатом. «На своей новой родине, - делится впечатлениями Мустафа, - я не чувствую себя человеком второго сорта. В нашем городе Финиксе есть мечеть, которую я посещаю. У меня в школе много новых друзей – в том числе и выходцев из разных стран мира. У нас действительно интернационал».
В общей сложности за три года по программе переселения на постоянное жительства в Штаты переселились 11 тысяч 215 человек. Своей очереди ждут еще несколько сот эмигрантов. Одним из последних в сентябре уедет руководитель местной диаспоры турок-месхетинцев Исрофил Луфтиев. Он высоко оценивает значимость этой гуманитарной программы. Но при этом говорит и о чрезмерном, на его взгляд, формализме иммиграционных чиновников при отборе кандидатов на переселение. Доходило до абсурдной ситуации, когда муж и жена, имевшие общих детей, не могли формально доказать, что состоят в браке, из-за чего один из родителей не попадал под действие программы. Семьи разделялись… Таких примеров немало.
По заявлению исполнительного директора Новороссийского комитета по правам человека Тамары Карастелевой, до полутора тысяч турок-месхетинцев получили от американских иммиграционных властей отказ. Зачастую формальная причина была в том, что на момент начала переселения эти люди не проживали постоянно в Краснодарском крае. Но здесь проживали их ближайшие родственники. Вот почему правозащитники из Краснодара и Новороссийска совместно со своими московскими и вашингтонскими коллегами из организации «Международная амнистия» намерены добиваться, чтобы хотя бы часть отказов по переселению была пересмотрена и была решена проблема разделенных семей.
В любом случае, по признанию всех участников круглого стола, программа переселения беженцев помогла существенно снизить остроту гуманитарной проблемы на Юге России. Но, как считают правозащитники, нельзя и дальше уповать только на американскую помощь. Должны наконец выполнить свои обязательства и российские, и грузинские власти.
Что касается Грузии, то там на подписи у президента Саакашвили уже находится принятый парламентом закон, определяющий порядок возвращения на родину депортированных турок-месхетинцев. К сожалению, этот закон, как считают многие эксперты, имеет существенные недостатки. В частности, он не устанавливает обязанности грузинской стороны создать условия для организованного возвращения беженцев именно на историческую родину - в район Месхетии.
А что касается России, то здесь и не надо принимать новых законов. Достаточно, полагает эксперт Вадим Карастелев, просто исполнять те, которые давно есть. И в частности, закон Российской Федерации, 16 лет назад определивший, что все граждане бывшего СССР, прибывшие в Россию до 1991 года (а месхетинцы переехали из Узбекистана в 1989), автоматически получают российское гражданство.
1 октября этого года последний авиалайнер с беженцами турками-месхетинцами возьмет из Краснодара курс на Вену, а затем на Нью-Йорк. Программа переселения официально завершится. Но, видимо, пройдут еще десятилетия, прежде чем уже дети и внуки нынешних месхетинцев, уехавших в Америку, оставшихся в России или вернувшихся в Грузию, смогут преодолеть синдром беженцев и их перестанет мучить боль сталинской депортации.