Калифорнийской золотой лихорадке 1849 года предшествовала другая, менее известная: двумя десятилетиями раньше она охватила юго-восточный штат Джорджию. Одним из ее последствий стала трагедия, пережитая индейцами-чероки.
«В 1828 году Бенджамин Паркс охотился на оленей примерно в шести милях отсюда, – рассказывает директор Музея золота в Далонеге Анджела Джонсон. – Внезапно он наступил на камень размером с яйцо. Камень отливал золотом. Так началась первая золотая лихорадка в истории Америки».
Дэн Паркс – правнук Бенджамина Паркса. Он водит экскурсии по Объединенным золотым приискам, некогда представлявшим собой крупнейший центр золотодобычи к востоку от Миссисипи: «Прадед рассказывал, что однажды они добыли за один день 54 фунтов 7 унций – на целых 13 тысяч долларов».
Джонни Паркер (он тоже работает экскурсоводом на Объединенных золотых приисках) уже более двадцати лет занимается историей золотой лихорадки в Джорджии. «Прежде чем мы спуститься в шахту, я хочу кое-что рассказать, – говорит он. – «Далонега» значит «край желтого металла». На языке чероки это слово oзначает «желтый камень» – камень, который можно подобрать и положить в карман. Через год здесь было уже 15 тысяч золотоискателей. Пятнадцать тысяч на этот крошечный клочок земли!»
Паркер рассказывает, что с 1829 по 1839 год здесь было добыто золота на десятки миллионов долларов. Во времена расцвета Объединенных приисков на них работало до 1200 золотоискателей.
Однако в выигрыше оказались не все. По словам Терезы Уокер, рейнджера в историческом парке Нью-Эчота, индейцам-чероки, которым эта земля была дана во владение, пришлось ее покинуть: «В 1830 году президент Джонсон решил выселить всех индейцев-чероки из Джорджии в Оклахому, чтобы освободить земли для поселенцев».
«Чероки – единственное племя, не отдавшее добровольно то, что им принадлежало, – говорит Джонни Паркер. – Они держались до последнего, сражались за право жить здесь: ведь это была их земля испокон веков».
Но борьба оказалась тщетной. Власти Джорджии захватили земли индейцев. «Они пришли сюда и провели межевание на площади 4 миллиона акров, – рассказывает Анджела Джонсон. – Нарезали участки по 40 акров для добычи золота и по 160 акров для фермерских хозяйств. Причем давали не каждому – только белый мужчина старше 18 лет, проживший в Джорджии не менее трех лет, имел право получить землю. А за фермерский надел надо было еще внести 18 долларов».
Насильственное выселение индейцев-чероки началось зимой 1838 года. «Зима выдалась тяжелая – самая тяжелая за всю историю Джорджии, – говорит Тереза Уокер. – Они шли по снегу глубиной два-три метра, и так до самой Оклахомы». Этот исход на запад занял пять месяцев, за которые умерло около четырех тысяч человек – четверть всего населения чероки. Поход остался в их памяти под названием «тропа слез».
Между тем в Далонеге запасы золота истощились к 1906 году, говорит Дэн Паркс, и когда золотая лихорадка подошла к концу, там оставалось, наверно, не более пятисот человек».
«Сегодня многие даже не слышали о том, что когда-то в этих краях было золото: все Калифорния да Калифорния, – говорит Джонни Паркер. – Да, была золотая лихорадка, но в памяти осталась не она, а «тропа слез».