Известный российский режиссер, сценарист и актер Андрей Некрасов снимает документальный фильм «Век безумия» по одноименной книге американского политолога Дэвида Саттера. На днях российская съемочная группа побывала в районе Большого Вашингтона, где нам удалось встретиться.
О коллективе, с которым он работает, Некрасов говорит: «Мне в жизни повезло в одном: я независим. Мы – маленькая, но гордая и, надеюсь, эффективная компания. Я все время работаю с продюсером Ольгой Конской. И если бы ее не было, ничего бы не было возможным».
Недавняя работа этого содружества – фильм «Недоверие», повествующий о загадке взрывов жилых домов в Москве осенью 1999 года, - удостоилась высшей оценки на фестивале независимого кино «Санданс» в США. Фильм повествует о сестрах Татьяне и Алене Морозовых, чья мать погибла при взрыве дома в Москве. Татьяна уехала в Америку, где работает воспитательницей детского сада в городе Милуоки. Поначалу она верит официальной российской версии: взрыв – дело рук чеченских террористов. Но затем появляются материалы о том, что взрыв был организован ФСБ с целью помочь Владимиру Путину победить на президентских выборах.
Вновь – слово Андрею Некрасову:
«В случае «Недоверия» два главных персонажа - дочери Морозовой, которая погибла во время взрыва на улице Гурьянова в 99-м году, - оказались в Америке. Одна вышла замуж, другая осталась в квартире, которая наполовину превратилась просто в пыль. Она была в совершенном шоке. Старшая сестра просто ее вывезла, приехала, взяла за руку и привезла в Америку».
«Будучи что ни на есть обыкновенными российскими гражданками, они, попав в Америку, поняли, что можно думать свободно, выражать свободно свою мысль, и они согласились сниматься в фильме и говорить открыто о том, что думают об этих взрывах. В Москве мы таких людей сначала просто не нашли».
«Конечно, то, что они живут в Америке, повышает интерес к данной теме, заставляет людей вновь задуматься, что же в действительности произошло в Москве в начале нового тогда режима Путина».
Режиссер отрицает, что его фильмы - чистая политика. «Они - о человечности, - говорит он, объясняя замысел еще одного своего фильма «Мой друг Саша – очень российское убийство» (о смерти Александра Литвиненко).
«Эти ленты продиктованы необходимостью высказаться, выразить свое отношение к происходящему, - говорит продюсер Ольга Конская. – То, что пережил Андрей, что пережили мы, теряя одного за другим - сначала Анну Политковскую, потом Сашу Литвиненко, оказало на нас сильное воздействие. То, что происходило у нас на глазах с Михаилом Трепашкиным… Нам удалось организовать разговор с ним из лагеря, куда его посадили. Он буквально кричал: «Я хочу рассказать Скотланд-Ярду то, что я знаю!»
«Мы знаем, что страна с таким огромным потенциалом как Россия, способна заткнуть рот человеку, как она это делает с Трепашкиным. Меньше чем за две недели картина «Мой друг Саша» была собрана. Она была показана 22 января в Англии. И если нам удается дать людям поддержку, уверить их в том, что они не одиноки в стремлении узнать правду и говорить о ней громко во всеуслышание, то я считаю, что моя задача как продюсера выполнена».
Приезд группы в США связан со съемками документального фильма «Век безумия» по книге Дэвида Саттера. О чем он? Что уже снято?
«Мы уже сняли двух персонажей, - рассказывает Андрей Некрасов. - Одна пара проецировала кино для партийной элиты в СССР, причем фильмы, запрещенные для остальных, в том числе антисоветские. Примечательно, что идеологи Советского Союза после своих выступлений с удовольствием смотрели антисоветские фильмы, включая порнографические. Такие эпизоды, иногда курьезные, иногда серьезные, войдут в новый фильм»,
«Другой персонаж занимался в 70-е годы парапсихологией, и отношение к нему КГБ было двоякое. С одной стороны, они запрещали все, что противоречило марксисткой идеологии, с другой - им было ужасно любопытно. Они хотели даже парапсихологию поставить на службу КГБ, на службу государству».
«Мы ездим по всему миру, были в республиках бывшего СССР, в Прибалтике, Грузии, будем в Израиле. Это - фильм о причинах распада Советского Союза и, может быть, о том, что распавшись формально, он остается еще жив во многих из нас».
Авторы планируют завершить картину к 16-й годовщине развала СССР.