Бывший советник по национальной безопасности в администрации президент Картера Збигнев Бжезински, занимавший этот пост в конце 70-х годов, считает, что политические промахи трех последних американских президентов отложили отрицательный отпечаток на имидж США и снизили возможности страны влиять на глобальное процессы. В своей новой книге «Второй шанс: три президента и кризис Америки как сверхдержавы» Бжезински анализирует шаги руководителей, приведшие к падению престижа США в мире, и предлагает свои рецепты восстановления международной репутации.
В настоящее время Бжезински является сотрудником неправительственного Центра стратегических и международных исследований и профессором кафедры международной политики США в университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне. В тексте книги «Второй шанс» Бжезински выставляет оценку деятельности каждого из трех последних президентов. По его мнению, ни один из них не использовал в должной мере уникальных исторических шансов, которые США получили после развала СССР.
«Я считаю, что Буш-старший был лучшим из последних трех президентов, и потому я оценил его деятельность на четверку», - заявил Збигнев Бжезински. В подтверждение своего вывода он говорит, что Джордж Буш-старший неплохо справился с ситуацией, вызванной распадом Советского Союза, и сумел мобилизовать международное сообщество на противодействие вторжению Саддама Хуссейна в Кувейт.
Вместе с тем, с точки зрения Бжезинского, Буш-старший не развил политическое влияние США в должной мере, чтобы помочь России стать демократической страной, и не воспользовался победой в Кувейте для продвижения израильско-палестинского мирного процесса.
Что касается президента Клинтона, то он успешно подготовил почву для развития ситуации на Ближнем Востоке и стабилизировал положения на Балканах с помощью военной акции НАТО, считает Бжезинский. Однако чрезмерная вера Клинтона в международные торговые договоры помешала ему разглядеть отрицательные последствия глобализации, указывает автор «Второго шанса»:
«Я считаю, что результаты внешнеполитической деятельности Билла Клинтона были неоднозначными. Два срока пребывания в Белом Доме предоставили ему достаточно времени для достижения больших результатов. Но он не сумел добиться их. Я ставлю ему тройку».
Наиболее резкую критику Бжезински направляет в адрес Джорджа Буша-младшего. Он считает, что проводимая его администрацией политика существенно сократила возможности Америки оказывать влияние на мировые дела. По словам политолога, международное недовольство вторжением в Ирак в 2003 году и оккупация страны резко подорвали репутацию США в мире:
«Я считаю Буша-младшего катастрофически плохим лидером и выставляю ему единицу».
Профессор Бжезинский нещадно критикует американскую политику в Ираке и на Ближнем Востоке. Но с особой резкостью он обрушивается на проводимую администрацией «войну против террора». С точки зрения Бжезинского, «террор» как таковой не может быть противником, каким была, скажем, нацистская Германия:
«Термин «война с террором» бессодержателен. Террор, конечно, существует, и мы обязаны искоренить его. Но мы обязаны прежде разобраться в политических предпосылках, порождающих террор. Однако сделать это мы можем только в сотрудничестве с другими странами. Вместо этого мы, не останавливаясь, твердим о терроре и в результате терроризируем самих себя. Мы создали в Америке общество страха. Это - нездоровое явление, которое изолирует нашу страну от остального мира».
Бжезински уверен, что придуманные президентом Бушем ярлыки, включая «исламофашизм», препятствуют созданию альянса с умеренными мусульманскими странами, которые были солидарны с Америкой в период военных операций против «Аль-Кайды» в Афганистане после 11 сентября.
Свою новую книгу бывший советник президента Картера озаглавил «Второй шанс», подчеркивая, что Америка еще может восстановить свой международный престиж. Но это будет зависеть от действий Буша до конца срока его пребывания в Белом Доме:
«Лично я сомневаюсь, что война в Ираке закончится в ближайшие 20 месяцев, и считаю, что президенту Бушу надлежит принять трудные решения, необходимые для прекращения военных действий. Готов ли он – и особенно его окружение – к этому? Во всяком случае, надо сделать все, чтобы не допустить эскалации войны. В противном случае США будут втянуты в конфликт, который охватит Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан. Этот конфликт продлится долгие годы, обойдется нам значительно дороже, чем война в Ираке, и нанесет еще больший урон нашим глобальным интересам».
Для восстановления престижа США в мире надлежит изменить действия на международной арене, заключает Бжезински: «В последние годы именно это наносило наибольший ущерб. Приходится признать, что для очень многих в мире Статуя Свободы перестала быть символом Америки. Они стали отождествлять нашу страну с военной тюрьмой Гуантаномо. Чтобы изменить эти представления потребуются годы».