Линки доступности

Обзор печати от 5 декабря 2006 г.


Многочисленные личины КГБ. Смерть Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне радиоактивным изотопом полония-210, остается главной российской темой в американских СМИ. Газеты информируют о приезде группы экспертов британских следственных органов, занимающиеся делом Литвиненко, в Москву. Сообщается о нервозной реакции российских властей, пригрозивших Англии ухудшением отношений в случае, если британские власти будут настаивать на причастности Кремля к устранению бывшего подполковника российских спецслужб.

Многие издания рассматривают убийство Литвиненко в более широком контексте российской политики, отмечая, что за годы правления Владимира Путина спецслужбы продолжают действовать испытанными методами КГБ. Приводим несколько заголовков: «Несмотря на обещания сотрудничать со следствием, российские официальные лица не скрывают раздражения» («Вашингтон пост»). На реакцию российских должностных лиц обращает внимание и «Ю-эс-эй тудэй». Корреспонденцию Джеймса Хайнца на эту тему самое многотиражное американское издание публикует под заголовком «Российский министр Лавров предостерегает Лондон. Расследование гибели Литвиненко чревато обострением российско-британских связей». «Отравление Литвиненко привлекло внимание к росту удельного веса русских в лондонской модной элите» («Уолл-стрит джорнэл»).

«За 10 дней, прошедших со дня смерти Литвиненко, мы многое узнали, - пишет на дискуссионной полосе «Вашингтон пост» обозреватель Энн Эпплбаум. - Мы не знаем, кто его убил, но узнали, что сложные коллизии романов Достоевского являются не просто отражением русской действительности. Узнали и то, что прежний КГБ продолжает жить в новых обличьях. Или, точнее сказать, нам напомнили, что прежний КГБ надел новые личины - прежние сотрудники этой организации больше не являются членами единой всемогущей службы»

«Самые глупые», по выражению бывшего двойного агента Олега Гордиевского, осталась на прежнем месте, став сотрудниками ФСБ и СВР. Другие ушли в бизнес, стали охранниками новых русских, а некоторые сами сделались миллионерами. Кое-кто, если называть вещи своими именами, подался в оргпреступность. Другие занялись политикой: самым блистательный пример из их числа - Владимир Путин. При всей разности их судеб давно было ясно, что многие из этих бывших соратников продолжают сотрудничать на взаимовыгодной основе. Вот почему будет чрезвычайно трудно обнаружить действительного убийцу Литвиненко», - отмечает Эпплбаум.

«Я не сомневаюсь, что по мере расследования появится немало версий того, кто и кого пытался дискредитировать убийством Литвиненко, - говорится далее в ее колонке в «Вашингтон пост». - Сомнительно, чтобы распоряжение отдал какому-то конкретному наймиту лично президент. Тем не менее Путин безусловно несет ответственность за смерть Литвиненко в более глубоком смысле: под его началом находится целая паутина бывших спецслужбистов, а он находится в самом ее центре. И одобряет их методы . Одной из первых акций Путина после назначения премьер-министром в 1999 году было открытие мемориальной доски в память о Юрии Андропове. А в прошлом году в России был воздвигнут ему памятник. Поэтому вряд ли кого-то удивило, что преследование новых диссидентов старыми кагэбистскими методами ужесточается с каждым годом и что оно вылилось в это загадочное убийство», - заключает Энн Эпплбаум.

«Еще раз заглядывая в душу Путина» - под таким заголовком «Нью-Йорк таймс» посвятила делу Литвиненко редакционную статью. «Трагическое отравление Литвиненко и другие подозрительные убийства людей, критиковавших Кремль, ставят на повестку дня кардинальные вопросы о России и об отношении к ней Запада. Мы, безусловно, не хотим подозревать в них кого-либо в окружении президента Путина, хотя все эти покушения носят профессиональный почерк. Запад заинтересован в добрых отношениях с Россией и ее сотрудничестве в нераспространении ядерного оружия и борьбе с терроризмом. Никто не хочет возврата к прежним временам, когда Россию считали врагом. Тем не менее от серии недавних убийств и отравлений нельзя отмахнуться, как того хотелось бы президенту Путину», - продолжает «Нью-Йорк таймс».

«Неоспоримым является тот факт, что в России распространяется эпидемия насилия и беззакония и что Путин ничего не сделал, чтобы остановить ее. Напротив, Путин ослабил российскую демократию, окружив себя темными личностями - бывшими сослуживцами по КГБ - и поощряя укоренившееся среди россиян ощущение неуверенности и подозрений к окружающему миру. В каждой неудаче, действительной или вымышленной, Кремль пытается усмотреть американские интриги. У Запада нет иного выбора, как продолжать сотрудничать с Россией и Путиным. Но когда критиков Кремля убивают, Запад обязан требовать полного гласного расследования и наказания преступников, кто бы они ни были. Настало время дать понять Путину, что мы заглядываем в его душу, и нас не радует то, что мы там видим», - говорится в заключение редакционной статьи.

Обзор составил Лео Стерн

XS
SM
MD
LG