Ивана Кухар (Вашингтон): В годы «холодной войны» НАТО концентрировало внимание на Европе, которая оправлялась от последствий мировой войны и сопротивлялась советской агрессии. Теперь, когда угроза со стороны СССР исчезла, НАТО должно преобразовать себя для выполнения глобальной миссии. По мнению заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, военно-политической трансформации Североатлантического союза совершенно реальна:
«Наш план развития отношений с Европой, просуществовавший свыше полувека, сейчас распространяется на другие регионы. Альянс демонстрируют, чего мы можем достичь, выступая в качестве партнеров на Ближнем Востоке, в Южной и Северной Азии, в Африке и Латинской Америке».
Говоря о встрече в Риге, Бернс считает, что в центре внимания окажется ситуация, в которой оказались контингенты НАТО в Афганистане. В октябре 2003 года 32 тысячи солдат и офицеров стран НАТО возглавили международную помощь правительству Афганистана в обеспечении безопасности страны. Сейчас, по прошествии трех лет, в Афганистане отмечается роста числа нападений повстанцев-талибов и вспышек насилия, в результате которых только в этом году погибло 3. 700 человек.
Тревогу вызывает и то, что главными источниками дохода в стране стали возделывание опиумного мака и торговля героином. Правительства европейских стран взяли на себя обязательства по укреплению правопорядка и прекращению выращивания опиумного мака в Афганистане. Но критики указывают, что эти действия не приносят результата.
«Если Европа не предпримет дополнительных усилий, мы рискуем потерпеть поражение в Афганистане», - резюмирует ситуацию бывший представитель США в НАТО Роберт Хантер. Конечно, продолжает он, НАТО не может позволить себе поражения в Афганистане. Но успех зависит не только от военной мощи альянса - требуется пересмотр взаимодействия с гражданским населением: «Я убежден, что на Рижском саммите НАТО и Евросоюзу будет поставлена задача радикального укрепления связей с гражданским обществом Афганистана».
Ожидают, что в Риге президент Буш предложит новую Программу глобального партнерства. «Речь идет об установлении партнерских отношений с пятью странами, не входящими в НАТО, но сотрудничающими с этой организацией, - говорит Бернс. - Согласно этому плану, НАТО должно заключить договора с Австралией, Японией, Южной Кореей, Швецией и Финляндией. Эти страны постоянно тренируют с нами своих военных, участвуют в учениях и имеют своих представителей на Балканах и в Афганистане».
Как указывает вашингтонский аналитик Джулиана Смит, «в последующие десятилетия НАТО продолжит действия в глобальном масштабе. Но в том, что касается членства, вряд ли можно прогнозировать расширение альянса за пределы Евро-Атлантического региона».
Смит, автор исследования «Трансформация НАТО», обращает внимание на то, что в проект заключительного коммюнике саммита впервые с 1999 года не включено объявление о расширении союза: «Изначально была надежда, что на саммите будут упомянуты конкретные страны, что Грузия и Украина будут рассматриваться в рамках расширения НАТO, а Албания, Хорватия и Македония войдут в состав альянса. Теперь все это откладывается до 2008-2009 года. В столицах НАТО наметилась усталость от постоянного роста». Тем не менее, Смит ожидает, что на саммите в Риге будет подтверждена возможность расширение НАТО в будущем.
Посол Хантер согласен с такой оценкой: «НАТО сделает ошибку, если продолжит расширяться. Большинство европейских стран не видит в этом пользы для своей безопасности и опасается, что их роль в НАТО изменится. Я думаю, европейцы скажут: «Минуточку! У нас у самих масса проблем помимо Афганистана и Ближнего Востока».
Североатлантический альянс, насчитывающий 26 членов, ведет два партнерства – «Партнеры за мир» и «Партнеры Средиземноморского диалога». «Глобальное партнерство» призвано стать третьей формой формального сотрудничества с НАТО.
Анна Ардаева (Москва): По мнению обозревателей, саммит НАТО в Риге вряд ли приведет к улучшению отношений с Россией; в последнее время они чаще всего характеризуют как «холодные, но стабильные». Понижение градуса отношений началось в 2004 году, когда членами НАТО стали балтийские государства. В Кремле раздражены намерением Украины присоединиться к альянсу и недавним решением НАТО начать «интенсивный диалог» с Грузией, президент которой обещал добиться вступления своей страны в НАТО не позднее 2008 года.
Независимый московский военный аналитик Павел Фельгенгауэр считает, что чем лучше будут отношения НАТО с бывшими советскими республиками, тем хуже будут они между НАТО и Россией. Он предвидит продолжение «холодного противостояния» между Москвой и Атлантическим альянсом.
В Европе также растет озабоченность в связи с зависимостью от российских энергоресурсов. Российская государственная монополия «Газпром» в настоящее время обеспечивает почти четверть потребностей Европы в природном газе. По мнению Евгения Волка, возглавляющего московское отделение Фонда «Наследие», проблема энергетической безопасности обязательно будет присутствовать в повестке дня Рижского саммита. Европа хочет диверсифицировать газоснабжение, но в условиях нынешних цен это будет сделать нелегко, указывает он.
Со своей стороны, в канун натовского саммита в Риге несколько российских политиков вновь выразили озабоченность «агрессивным характером альянса» и призвали Кремль принять меры по нейтрализации угрозы, которую якобы представляет для Москвы расширение альянса.
Аналитики считают, что Кремль будет пристально следить за предстоящим саммитом, поскольку от его итогов во многом зависит то, какими будут отношения между Россией и Североатлантическим альянсом в ближайшем будущем.