Семнадцатого ноября, за неделю до открытия cаммита НАТО в Риге, Сенат США утвердил закон, поддерживающий скорейшее вступление в НАТО Албании, Хорватии, Македонии и Грузии. Документ предусматривает оказание помощи этим странам в доведении их вооруженных сил до стандартов НАТО. На эти цели из федерального бюджета США будут выделены средства «на содействие в области безопасности». В частности, Грузия получит 10 миллионов долларов.
Мнения по принятому Конгрессом закону и возможному членству Грузии в НАТО разделились, причем не только среди политологов, но и среди политиков. Многие эксперты полагают, что вступление Грузии в НАТО ухудшит отношения между Москвой и Вашингтоном, а также между Тбилиси и Москвой.
Министр Грузии по вопросам европейской и североатлантической интеграции Георгий Барамидзе отметил, что в России официальные мнения зачастую противоречат друг другу. «Однако для нас важно то, что сказал о членстве Грузии в НАТО г-н Путин, – сказал Барамидзе. – Это очень важное заявление, которое подчеркивает, что Россия не воспринимает НАТО как врага. Грузия – очень маленькое государство и никак может быть угрозой для России».
Соединенные Штаты Америки преследуют свои стратегические интересы независимо от того, что думают по этому поводу другие страны, сказал заместитель помощника государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайза: «Мы не призываем ни одну страну следовать нашим интересам. Грузия станет членом НАТО, если осуществит необходимые реформы и будет соответствовать определенным критериям».
«К сожалению, такое развитие событий может создавать определенные трения между Россией и США, – продолжал г-н Брайза. – Конечно, мы не хотим этих трений. Мы за конструктивные взаимовыгодные отношения с Россией и хотим, чтобы у Грузии были такие же отношения с ней. В наших интересах, чтобы Грузия стала полноправным членом Североатлантического блока. В свою очередь. она имеет право на это, вне зависимости от мнения других стран. Поэтому мы будем помогать Грузии».
Многие эксперты также задаются вопросом, не противоречит ли стремление Грузии вступить в НАТО с ее членством в СНГ, полагая, что одновременное членство в НАТО и СНГ невозможно. Однако Георгий Барамидзе не считает, что СНГ и НАТО – это противоречивые понятия, отмечая тем не менее, что создана правительственная комиссия, которая изучает вопрос о целесообразности членства Грузии в СНГ.
У Грузии есть и другие задачи и проблемы, помимо членства в СНГ, которые необходимо разрешить, чтобы соответствовать критериям членства в НАТО, заметил г-н Барамидзе.
Процесс вступления в НАТО сам по себе несложен, но требует времени. До присоединения к альянсу страны-претенденты должны провести ряд реформ, построить демократические институты, то есть соответствовать ряду критериев. Среди них – поддержание добрососедских отношений с соседними странами и урегулирование конфликтов внутри страны. Эти критерии являются особенно актуальными для Грузии, которая должна урегулировать замороженные конфликты в Южной Осетии и Абхазии.
Возвращаясь к вопросу о конфликтах и о том, как США и Европейский Союз могут помочь Грузии, Мэтью Брайза сказал, что ради сохранения целостности Грузии в случае с Южной Осетией необходимо активно работать в рамках ОБСЕ, в случаи с Абхазией – с ООН.
«Конфликт должен быть урегулирован политическими методами, – указал г-н Брайза. – Есть люди, которые предпочли бы, чтобы конфликт продолжался и регион кипел. Пример тому – референдум в Южной Осетии. Мы за переговоры между законными лидерами и политическое урегулирование. Референдум в Южной Осетии был попыткой подорвать переговорный процесс путем предопределения результата еще до начала переговоров. Мы видели реакцию грузин на это: они провели свой собственный референдум и проголосовали с таким же числом голосов за своего лидера. Мы не признаем законность этих выборов. Настало время для обеих сторон встретиться и начать переговоры. Грузия должна сделать все, чтобы регионы, в которых силен сепаратизм, были заинтересованы остаться в составе Грузии».
Будет ли обсуждаться вопрос расширения НАТО на саммите альянса в Риге, и как скоро станет Грузия членом НАТО, покажет время.