Линки доступности

На грани ядерной войны: вспоминая события 20-летней давности


Задолго до гибели российских подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» трагедия, происшедшая на атомном подводном крейсере К-219 у берегов США чуть не стала причиной начала ядерной войны. После взрыва и пожара в реакторном отсеке атомоход затонул, погибло четыре члена экипажа: командир ракетной боевой части Александр Петрачков, матрос-ракетчик Николай Смаглюк, турбинист Игорь Харченко и матрос реакторного отсека Сергей Преминин.

Командиру субмарины Игорю Британову чудом удалось спасти экипаж, однако за самовольные действия советское руководство отдало его под трибунал. Впоследствии отважного капитана списали на берег.

…Одиннадцатое октября 1986 года, Рейкьявик, Исландия. Встречу лидеров СССР и США по вопросу о сокращении ядерных вооружений политологи назовут позднее исторической, моментом, определившим судьбы мира в XX столетии, началом конца «холодной войны». Однако событие, произошедшее накануне у берегов восточного побережья Америки, грозило не только сорвать саммит, но и, возможно, повернуть колесо истории вспять.

В районе Бермудских островов во время обычного боевого патрулирования терпит катастрофу советская подводная лодка «К-219». На ее борту – шестнадцать баллистических ядерных ракет, нацеленных на Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон. Мгновения отделяют атомный реактор от расплавления: в случае взрыва всему восточному побережью США грозит радиоактивное заражение пострашнее чернобыльского.

Москва незамедлительно ставит в известность Вашингтон – хотя здесь уже знают об инциденте: ведь за лодкой следили с самого начала. Короткое сообщение выдает и ТАСС, а программа «Время» впервые демонстрирует сделанные с самолета снимки атомохода. Позже газета «Нью-Йорк таймс» напишет: «Если бы Горбачев сохранил стандартную для Советского Союза секретность, это, возможно, подорвало бы доверие к встрече в верхах».

И все же кто первым рассказал правду об аварии? «Мы первыми сообщили миру о том, что действительно произошло на подводной лодке, – говорит Питер Хутхаузен, автор книги «Вражеские воды». – Одиннадцать лет спустя написали и издали эту книгу. Американская телекомпания HBO сняла по нему одноименный фильм. Мы также первыми представили русских отважными людьми, бесстрашной командой, которая пыталась спасти корабль. Не соблазнились привычными клише и не изобразили их нашими потенциальными врагами».

Видимо, поэтому одного из авторов книги, бывшего кадрового офицера американской военно-морской разведки капитана первого ранга Питера Хутхаузена воспринимают в Америке как пророссийски настроенного. Впрочем, Питер не отрицает этого. До выхода на пенсию он служил военно-морским атташе в посольстве США в Москве, где провел вместе с женой Кэти 5 лет и приобрел множество русских друзей.

Семейная библиотека Хутхаузенов ежедневно пополняется новыми изданиями: ведь книга переведена на 10 языков и уже пользуется огромной популярностью в мире.

«В ходе подготовки книги мне удалось выяснить, что К-219 была старым атомоходом и плавала более 20 лет, – рассказывает Питер Хутхаузен. – Еще на базе, до выхода в море, на ней со стороны ракеты обнаружили утечку, однако клапан так и не заменили. Тридцать суток в шахту корабля попадала вода, ее стали подсушивать воздухом. Не рассчитанная на режим постоянного давления крышка шахты сорвалась. Компоненты окислителя и топлива смешавшись, вызвали взрыв, его энергия ушла вверх, и возник пожар».

Сегодня уже известно, что чудовищную ядерную катастрофу предотвратил 20-летний российский матрос Сергей Преминин. Он вручную заглушил ядерный реактор, но сам навсегда остался в отсеке затонувшего атомохода на дне океана.

«Сергей Преминин, несомненно, был храбрым моряком, настоящим героем, – говорит Хутхаузен. – Мы обратились к американскому правительству, чтобы его бесстрашный поступок был отмечен специальной наградой США».

…Город Аннаполис, связан тесными узами дружбы и сотрудничества с Россией. Гостил здесь и бывший капитан подводной лодки К-219 Игорь Британов. «Мы были очарованы Британовым,– вспоминает Брюс Омстид, бывший пилот-разведчик ВВС США. – Его выступление в офицерском клубе Аннаполиса еще раз подтвердило то, как он заботился о безопасности своей команды. Ведь это он отдал приказ о всплытии и заставил экипаж покинуть судно, а сам ночами в одиночку сторожил лодку с выгорающими изнутри ядерными отсеками. Мы приветствовали его стоя, как героя: он, возможно, предотвратил самую настоящую ядерную войну».

XS
SM
MD
LG