По просьбе Русской службы «Голоса Америки» реакцию в России на высказывания вице-президента США Дика Чейни в Вильнюсе комментирует главный редактор московского журнала Pro et Contra, и член научного совета Фонда Карнеги Маша Липман.
Елена Михайлова: Маша, как сегодня комментируют московские официальные лица вчерашнее выступление в Вильнюсе Дика Чейни, в котором он подверг резкой критике администрацию президента Путина за «эрозиею демократических реформ прошлого десятилетия и шантаж Европы с помощью своих энергоресурсов?»
Маша Липман: Пока еще не слишком много заявлений, и нет заявлений на высоком официальном уровне. Но уже вчера сразу после выступления было высказывание официального представителя МИДа, который назвал слова Чейни «непостижимыми». Это довольно резкое слово, и довольно редко встречающееся в устах официального представителя. Видимо, именно такое слово выбрано в связи с тем, что и высказывание вице-президента, высказывание на таком высоком уровне американской администрации в таком резком тоне, тоже достаточно беспрецедентно за последнее время.
Что касается других реакций, то есть высказывания представителей российской легислатуры, российских законодателей, то было высказывание заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам. По его словам, создается впечатление, что выступал не вице-президент уважаемой страны, а антироссийски настроенный представитель из Прибалтики. То есть это тоже выдержано в довольно оскорбительном тоне. И еще один российский депутат высказался в том смысле, что и американская демократия далеко не безупречна и что нужно быть аккуратнее в высказывании политических замечаний, если у тебя дома тоже не все в порядке.
Е.М.: Среди тем, поднимавшихся на вильнюсском саммите, были и перспективы интеграции стран региона в Евросоюз и НАТО, будущее СНГ и статус «замороженных» конфликтов в бывшем СССР. Как вы думаете, могут ли эти вопросы, вместе с критикой, высказанной вице-президентом США, оказаться камнем преткновения на предстоящем в июле саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге?
М.Л.: Я думаю, что вопрос о повестке дня в Петербурге – это чрезвычайно важный вопрос сегодня, и то, что будет происходить в Петербурге в июле, в немалой степени станет следствием того, что говорил вчера вице-президент Чейни. Сложилась чрезвычайно странная ситуация, когда Россия находится под огнем довольно жесткой критики со стороны Запада и за то, что происходит внутри страны, и по вопросам внешней политики России, и за использование энергетических ресурсов в качестве инструментов влияния. А при этом Россия принимает у себя ведущие страны, страны «восьмерки», и будет хозяином встречи.
Все это создает довольно сложную ситуацию, которую президент Путин хотел бы видеть как триумф России, как возвышение ее влияния, а иностранные лидеры чувствовали бы себя в неловком положении. Я думаю, что они постараются, и это некоторая прелюдия – то, что вчера говорил Чейни – повернуть повестку дня в Санкт-Петербурге так, чтобы это не было неловкостью для иностранных лидеров, так, чтобы повестку дня определяла бы не Россия, а определяли бы лидеры других стран.