Линки доступности

Война в Ираке и уроки Вьетнама


Видные историки, а также бывшие дипломаты и политики, обсуждали в Бостоне причины и уроки вьетнамской войны и их возможное приложение к войне в Ираке. На семинар, который проходил не так давно в президентской библиотеке имени Джона Кеннеди, приехали бывший государственный секретарь и начальник аппарата Белого Дома Александр Хейг, помощник президента Линдона Джонсона Джек Валенти, сенатор Чак Хейгел. Бывший президент Джимми Картер участвовал в дискуссиях по видеотелефону.

Перед собравшимися выступил также 82-летний бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Он всегда отстаивал точку зрения, что если бы американское общество было более сплоченным, то это бы увеличило шансы на победу во Вьетнаме. Киссинджер остался верен себе и на этот раз: «Мы как нация обязаны признаться себе в том, что нас победили не вьетнамцы. Мы проиграли войну из-за раскола в обществе».

В той войне погибли 58 тысяч американцев и около трех миллионов вьетнамцев. Более тяжелого поражения Америка не знала за всю свою историю.

Киссинджер считает, что президент Никсон был прав, отдав секретный приказ о бомбардировках Камбоджи. По его мнению, если США не захлестнул бы Уотергейтский скандал, администрация президента Никсона гораздо более энергично отреагировала бы на нарушения Северным Вьетнамом мирных соглашений.

«Я знаю доподлинно, что если бы не Уотергейт, мы бы возобновили бомбардировки «троп Хо Ши Мина» в марте-апреле 1973 года, на пике грубейших нарушений парижских мирных соглашений, – заявил Генри Киссинджер. – Ханой переправлял в Южный Вьетнам тридцать тысяч солдат и сотни танков, и единственное, чем бы мы рисковали, возобновляя бомбардировки, была бы задержка возвращения наших военнопленных».

Киссинджер не сожалеет о решениях, принятых им на посту госсекретаря.

Тридцать лет прошло со времени падения Сайгона, но принципиальные споры, которые велись в США тогда, не разрешены до сих пор.

Джек Валенти вменил в вину политикам той эпохи слепую, иррациональную веру в так называемую «теорию домино», а именно: если Южный Вьетнам попадет в руки коммунистов, то за ним, словно костяшки домино, посыплются и другие страны.

С Валенти вступил в полемику Александр Хейг. «Ни один из президентов, в чей администрации я работал, – сказал он, – не рассматривал конфликт во Вьетнаме в отрыве от «холодной войны», американо-советского геополитического противостояния, идеологических коллизий между коммунизмом и демократией. Это сейчас историки задним числом могут утверждать, что Ханоем двигал не марксизм, а национализм. Может быть, с позиции сегодняшнего дня это и верно, но к анализу мотивов людей, причастных к принятию решений той эпохи, это неприменимо, поскольку они смотрели на все сквозь призму конфронтации Востока и Запада».

Президент Линдон Джонсон, в администрации которого работал Джек Валенти, пошел на эскалацию войны во Вьетнаме, отправив туда в общей сложности более миллиона американских военнослужащих. «Главный урок, который я извлек из Вьетнама, – заявил Валенти, – это невозможность ведения войны без поддержки народа. И второе: как бы ни сильна была армия, она не в состоянии сокрушить подпольное движение сопротивления, которое зиждется на преданности населения своей культуре, религии, традициям. Обратных примеров история не знает».

Помнили ли американские политики о Вьетнаме, начиная военные операции в Ираке? Нет, считает бывший президент Джимми Картер. Смущает его и тот факт, что война в Ираке идет вразрез с традицией Америки, поскольку она явилась превентивной: «Было ошибкой в одностороннем порядке ввязываться в войну, которая не была жизненно необходимой, не отвечала задачам государственной безопасности и базировалась, по большому счету, на ошибочной информации».

На семинаре выступил и сенатор-республиканец Чак Хейгел – ветеран Вьетнама, возможный кандидат в президенты на выборах 2008 года. Он согласился с Картером в том, что страна не должна воевать, не имея четкой, ясной и реалистичной военной цели.

XS
SM
MD
LG