Не могу сказать, что кинозвезде Харрисону Форду пора перестать сниматься в фильмах авантюрных жанров, но, думается, материал для себя он должен выбирать более тщательно. То, что картина «Код доступа» (Firewall) не является таким материалом, стало ясно не только из слабых результатов проката в Северной Америке, но и из самого фильма, который порой вызывает грусть по поводу актера, своим участием украсившего немало боевиков и триллеров, начиная с 70-х годов.
Мне кажется, что Форд сегодня, в свои 63 года, не должен играть героев с абсолютно серьезным выражением лица, которые физически сокрушают своих противников. Наверное, сегодня ему больше подошло бы характерное амплуа – нечто вроде того, что в одной из фордовских серий об Индиане Джонсе сыграл бывший Джеймс Бонд, а ныне сэр Шон Коннери. Коннери был очень хорош в почти комической роли отца Индианы.
В «Коде доступа» Форд (который, кстати, скоро будет сниматься в четвертой серии «Индианы Джонса») играет отца двух детей довольно юного возраста. Это может означать либо то, что его герой Джек Стэнфилд моложе реального возраста Форда (хотя этот возраст читается на лице актера), либо что сценарист Джо Форте и режиссер Ричард Лонкрейн сделали по сюжету детей помоложе, чтобы у зрителя было более обостренное чувство беспокойства за их судьбу, когда начнет разворачиваться интрига фильма.
А она состоит в том, что Джек Стэнфилд, руководитель отдела компьютерной безопасности сиэтлского банка Landrock Pacific, стал мишенью группы преступников во главе с Биллом Коксом (Пол Беттани). Они берут в заложники его семью на его собственной модерной вилле на крутом откосе у океана и хотят принудить Джека открыть им доступ к компьютерным кодам его банка. Узнав коды, они с помощью Джека намерены перевести 100 миллионов долларов со счетов самых богатых клиентов на свои счета в офшорных банках.
Да, вот такие теперь времена! Раньше в кино про грабителей банков доминировали подкопы, автоматные перестрелки и автомобильные погони. А теперь наступило время мерцающих экранов мониторов, чипов с памятью и прочей мне непонятной технологии. Но средний зрителей не может и не должен понимать всю эту технологическую мишуру. Его надо развлечь иными способами.
К сожалению, авторы здесь ничего нового нам предложить не смогли, кроме проверенного, даже основательно заигранного в других картинах терроризирования семьи для выбивания необходимого им сотрудничества героя в преступной затее.
Главный злодей Билл Кокс довольно интересен в исполнении восходящей звезды Пола Беттани («Уимблдон»). Но его англичанин со стальными глазами – образ не вполне оригинальный. Беттани практически перенес в «Код доступа».своего антигероя из малоизвестной английской картины «Гангстер №1».
Хотя большая часть интриги связана с электронной слежкой за Стэнфилдами и некоторым физическим насилием над ними, мы, зная послужной список Форда, понимаем, что дело кончится обыкновенной дракой, которая стала «фирменным блюдом» Форда в его боевиках типа «Самолет президента» или в сериях про аналитика ЦРУ Джека Райана. Так оно и происходит в финале.
Форд в своих лучших картинах олицетворял обыкновенного, земного человека, с которым зритель легко мог себя идентифицировать. Но в «Коде доступа» плохо выписанный литературный материал и довольно вялая режиссура не позволяют Форду до конца реализовать этот свойственный ему человеческий психологический и физический потенциал, который обычно прочитывается с экрана. Здесь, в «Коде доступа», постоянно ощущается какая-то натужность. Иногда по-человечески симпатизируешь Форду, которому просто нечего не то, что играть, но даже изображать.
В ожидаемом финальном физическом поединке Форд-Стэнфилд ни в чем не уступает молодому Беттани-Коксу, но было бы куда интереснее, если бы авторы нашли способ интересно показать, как предполагаемый компьютерный гений Стэнфилд обыгрывает Кокса на своем электронном поле. Здесь же, в «Коде доступа», даже исчезающие с экрана монитора цифры в 100 миллионов не вызывают никаких эмоций. Мало эмоций вызывают и страдания семьи Стэнфилда – в частности, его жены Бет (Вирджиния Мэдсен).
Поскольку дело происходит в дождливом Сиэтле, для пущего драматизма в картине почти все время идет дождь. А у бедного Форда по сюжету нет ни плаща, ни зонтика.