Линки доступности

Обзор печати от 16 января 2006 г.


Силовая политика Путина. Консервативный американский журнал «Уикли стандард» опубликовал статью Дэна Туайнинга, аналитика американского Фонда Маршалла, а в прошлом – сотрудника аппарата сенатора Джона Маккэйна.

«В мире, где США играют доминирующую роль, Европа интегрируется, а значение Азии возрастает, порой трудно всерьез воспринимать Россию как великую державу, - пишет автор. - Во многих отношениях эта страна после окончания «холодной войны» переживает неуклонный упадок. Численность и средняя продолжительность жизни россиян идут на спад, государство не в состоянии надежно хранить свой ядерный арсенал, а вооруженные силы находятся на грани коллапса».

Туайнинг отмечает далее, что югу России угрожает исламистский терроризм, а в отдельных районах Сибири численность китайских мигрантов уже превышает коренное население. Попытки Москвы сохранить сферу влияния в Евразии потерпели провал в результате демократических революций в Грузии, Украине и Кыргызстане. На востоке ее вот-вот затмят развивающиеся азиатские страны, а на западе – динамичные евро-атлантические демократии.

«Тем не менее, - продолжает аналитик, - в, казалось бы, скромном арсенале национального могущества России есть одно «секретное оружие» – доходы от нефти и газа составляют почти половину поступлений в бюджет. Этот фактор, обычно свидетельствующий об экономической отсталости, Россия превращает в преимущество, делая из него средство реализации своих амбиций вновь стать одним из мировых лидеров».

«Владимир Путин методично укрепляет контроль государства над российскими энергоресурсами и использует их как инструмент внешней политики. Сегодня главным рычагом международной политики для России являются не ядерные вооружения или Коминтерн, а экспорт энергоносителей».

Проанализировав конкретные примеры, автор публикации в «Уикли стандард» делает вывод о том, что Россия использует поставки энергоносителей для поддержки союзников и запугивания соперников в Евразии. На его взгляд, очевидно, что крупные экономики, все больше зависящие от российской нефти и газа – в том числе великие державы Европы и Азии, и даже США – становятся все более уязвимыми для амбициозного, авторитарного и империалистического государства.

«Россия без колебаний использует энергоносители как геополитическое оружие и не знает жалости ни к политическим оппонентам внутри страны, ни к соседним государствам», - говорится в статье.

После подробного анализа происходящих в нефте-газовой сфере процессов – как в самой России, где эта отрасль постепенно оказывается под полным контролем государства, так и в Европе, все более зависящей от российских поставок, американский аналитик пишет, что, пока Россия восстанавливает силы, она хочет от великих держав Европы и Азии только одного – признания в ней равного партнера и участия в их форумах. Однако в собственной «вотчине» Москва действует совершенно по-иному, используя нефть и газ для давления на более слабых соседей.

Именно так повела себя Россия в отношении Украины. До «оранжевой революции» и переориентации на Запад эта страна пользовалась льготными условиями в торговле с Россией. Но после упомянутых событий Москва решила «наказать» Киев и, воздействуя на внутриполитическую ситуацию в этой стране, подтолкнуть ее на пророссийские позиции. Способом для этого была избрана манипуляция газовыми поставками: четыре пятых потребляемого объема этого сырья Украина получает за счет импорта. Одной из целей этого является также контроль над трубопроводной системой Украины.

«Россия прибегает к двойным стандартам, в зависимости от степени политической «дружественности» или враждебности, которую соседние страны проявляют в отношении Москвы, - пишет Туайнинг. - Союзница Беларусь, к примеру, получает газ по чрезвычайно льготным ценам. Два года назад, когда тамошний марионеточный диктатор чем-то прогневал своих московских покровителей, «Газпром» приостановил поставки. Александр Лукашенко понял намек и «вытянулся в струнку». Сегодня его страна платит за газ в пять раз меньше, чем Украина».

«Новые демократии» – например, Польша и прибалтийские страны – ошибочно полагали, что, вступив в ЕС, они навсегда избавились от российской угрозы. Однако, судя по недавнему высказыванию Путина о том, то распад СССР стал «величайшей геополитической катастрофой XX века», расслабляться им еще рано».

Завершая свою статью, Дэн Туайнинг пишет: «Российская империя, просуществовавшая столетия в своей царской, а затем коммунистической ипостасях, сегодня, по выражению одного российского журналиста, превращается в «трубопроводную империю». Западные и азиатские государства, как нынешние, так и будущие великие державы, попадают в растущую, и, во многих случаях, опасную, зависимость, от этой страны. Как уже убедились соседи России, такая зависимость может в будущем им дорого стоить».

Нет запрещенных приемов. Москоский корреспондент «Вашингтон пост» Питер Финн провел журналистское расследование, о результатах которого сообщил на страницах газеты в понедельник. В статье под названием «Свидетельство того, что в российском бизнесе и политике нет запрещенных методов» он знакомит читателей с историей борьбы за плодородные земли Белгорода, которую ведут между собой две влиятельные силы: конгломерат «Интеко», контролируемый единственной в России женщиной-миллиардером Еленой Батуриной, и губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Одной из жертв этого сражения 9 октября 2005 года стал Александр Анненков. В подъезде собственного дома на него напали трое с топором и нанесли ему тяжелые увечья. «Последний удар был нанесен ручкой топора по голове, - сказал в интервью корреспонденту двадцатидевятилетний менеджер конгломерата «Интеко» Анненков, которого нашли без сознания соседи. - Я не думаю, что они хотели меня убить. Это было послание».

«Это нападение совпало по времени с кампанией Батуриной и группы ее политических союзников против губернатора Белгородской области Евгения Савченко и его деловых друзей, - пишет Питер Финн. - Губернатор выступает против попыток Батуриной превратить почти 250 тысяч акров земель бывших советских колхозов в современный агропромышленный комплекс. Савченко, выступая на местном телевидении, заявил, что не имеет никакого отношения к нападению на менеджера предприятия Батуриной. Расследование, проведенное местным парламентом, который контролируют сторонники Савченко, обвинило «Интеко» в использовании огромных ресурсов Батуриной для незаконного приобретения земель».

«Этот спор, - продолжает журналист, - открывает окно в сохраняющуюся и поныне характерную особенность жизни всей России: чреватые большим риском схватки между кланами политиков и руководителей бизнеса. В этих яростных баталиях все становится оружием: выборы, суды, чиновничество и СМИ. Попытки президента Путина централизовать власть, в том числе его решение отменить выборы местных губернаторов и назначать их из Кремля, пока что не привели к усмирению этих региональных сражений за собственность и власть. Произвольное правление, коррупция и насилие остаются эндемическими для подобных конфиктов.

Питер Финн ссылается на «Индекс экономической свободы» Катоновского института, который оценивает условия для бизнеса в глобальном масштабе, основываясь на таких критериях, как влияние государства на систему правосудия и защита прав собственности. В этой индексации России принадлежит 115 место.

Корреспондент отмечает далее, что противоборствующие стороны в белгородском конфликте обращались за помощью к президенту Путину. Но пока он хранит молчание. Ему нет смысла вмешиваться: и губернатор Савченко, и муж Батуриной, мэр Лужков – члены прокремлевской партии «Единая Россия».

«Всевозможные судебные иски, - пишет в заключение корреспондент «Вашингтон пост», - скорее всего, будут тянуться многие месяцы или даже годы, пока не дойдут до Верховного суда России. Многие жители Белгорода раздражены и сбиты с толку. «Я продала «Интеко» долю своего мужа, но они не стали обрабатывать эту землю, - сказала сорокалетняя Людмила Колтунова, которая работает в магазине в деревне Волоконовка, примерно в часе езды от Белгорода. - Мы многого ожидали, но ничего не дождались».

Внешнеполитические диверсии КГБ. Рецензию на книгу Кристофера Эндрю и Василия Митрохина, основанную на тайно вывезенных Митрохиным из Москвы копиях документов, хранящихся в архивах КГБ, поместила «Вашингтон таймс».

Автор рецензии, писатель Джозеф Гулден, выпустивший 18 книг, рассказывает, что архивист КГБ Василий Митрохин, разочаровавшись в коммунистической системе, в течение десяти лет копировал от руки и выносил архивные материалы. Он бежал на Запад в 1982 году и стал сотрудничать с профессором Кембриджского университета и экспертом в области разведки Кристофером Эндрю. Семь лет назад вышла их книга «Щит и меч», в которой рассказывалось об операциях КГБ против Соединенных Штатов и ряда европейских стран. Вышедший недавно второй том посвящен действиям советской тайной полиции в развивающихся странах.

«Он поражает своим масштабом и обилием деталей», - подчеркивает автор статьи и замечает, что книгу должен прочитать каждый, кому будет интересно узнать, что «холодная война» могла иметь совершенно иной исход.

«Во время президентства Джона Кеннеди, - продолжает Джозеф Гулден, - Кремль пришел к выводу, что он не сможет одолеть Соединенные Штаты, ни в ядерной войне, ни в военном противостоянии. В результате советское руководство решило использовать КГБ с целью повернуть Третий мир против США и других стран Запада. И СССР добился этого, создав в Генеральной ассамблее ООН просоветское антизападное большинство. Метод КГБ состоял в том, что его агенты в развивающихся странах говорили лидерам этих государств: «Даже американцы понимают теперь, что их президента Джона Кеннеди убило ЦРУ. Вы думаете, у США будут сомнения, если они решат убить вас?».

«Несмотря на явную ложь подобных заявлений, они возымели свое действие, - пишет автор рецензии в «Вашингтон таймс». - Наибольшего успеха КГБ добился в Индии, где его агентам удалось поместить в печати около четырех тысяч статей, во многих из которых утверждалось, что ЦРУ пытается свергнуть ваше правительство». Эта кампания определенно подействовала на тогдашнего премьер-министра Индиру Ганди, которая стала беспрепятственно впускать в страну агентов КГБ и ГРУ под видом торговых представителей Советского Союза. Как оказалось впоследствии, советским агентом был даже ближайший помощник Ганди, руководивший сбором средств на ее предвыборные кампании. Поверив в то, что ЦРУ намерено убить ее, Индира Ганди ввела в 1975 году чрезвычайное положение и арестовала более ста десяти тысяч своих политических оппонентов. «От этих «шалостей» КГБ, - замечает автор рецензии, - политическая жизнь Индии не оправилась и по сей день».

Большая работа была развернута гебистами и в странах Латинской Америки. С 1961 года агенты КГБ обильно снабжали золотом сандинистских партизан в Никарагуа и обучили отряд, который в 79 году провел блестящую операцию по захвату Национального дворца в столице страны Манагуа. Сандинисты взяли тогда в заложники весь состав никарагуанского Национального конгресса. В книге Эндрю и Митрохина описаны также подрывные операции КГБ в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.

«Почему она актуальна сейчас, через 15 лет после окончания холодной войны?», - спрашивает автор статьи и отвечает, ссылаясь на напоминание Кристофера Эндрю о том, что нынешней Россией руководит никто иной, как Владимир Путин – ветеран КГБ, организации, долгое время добивавшейся господства над миром.

Джозеф Голден, автор рецензии в «Вашингтон таймс», считает, что книга Эндрю и Митрохина «КГБ и битва за Третий мир» – наиболее ценный труд о разведке за последний год.

Обзор подготовили Алекс Кэмпбелл, Владимир Фрумкин и Инна Дубинская

XS
SM
MD
LG