Линки доступности

Переговоры по приднестровской проблеме


В Молдове завершился второй в этом году раунд переговоров по приднестровской проблеме в новом формате – с участием США и Евросоюза. Его результаты не внушают оптимизма.

Уже то, что предшествовало переговорам, указывало на не очень благоприятную атмосферу для дискуссий. В начале декабря на саммите ОБСЕ в Любляне не была принята финальная декларация, которая содержала бы требования о выводе российских войск и вооружения из Молдовы и Грузии.

Особенно это было важно для Молдовы, так как в Грузии в этом отношении есть определенный прогресс. Потом, во время рабочего визита в левобережные села района Дубэссарь, глава государства Владимир Воронин сделал очень жесткое заявление: если в ближайшее время не будет решена проблема крестьян этих деревень, не будет обеспечено их право на земельную собственность, Молдова пересмотрит принципы своего участия в переговорах. Если дипломатическое выражение перевести на бытовой язык, то это означало бы выход из переговорного процесса. В этом же контексте президент Владимир Воронин заявил, что в случае отсутствия положительных результатов, Молдова будет вести прямые переговоры с Россией, так как сепаратистские лидеры являются всего лишь марионетками определенных сил в первопрестольной.

Сразу после непризнанных выборов в самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике на официальном сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации появился материал, содержащий недвузначные декларации.

Как бы отвечая на вопросы журналистов (при этом названия СМИ не указываются), официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Михаил Камыкин заявил о признании Россией незаконных выборов в так называемый законодательный орган Приднестровья. В своем ответе российский дипломат сказал, что выборы отражают волю населения левобережья Днестра. Интерес его страны к ним вполне понятен, ведь Россия, в качестве посредника, отслеживает все политические и социально-экономические процессы, как в Молдавии, так и в Приднестровье. И эта точка зрения России афишируется официально, после многократных деклараций о признании территориальной целостности Молдовы.

После отказа ОБСЕ, Евросоюза и даже СНГ в лице его секретаря Рушайло, мониторизировать выборы, под предлогом того, что регион еще не готов к проведению корректных и демократических выборов, представитель российского дипкорпуса призывает избранный Верховный Совет активно включиться в решение текущих проблем региона и в поиск выхода из тупика, в котором находится урегулирование приднестровской проблемы.

В Кишиневе это заявление расценили как контрпродуктивное, направленное против демократизации Приднестровья, контролируемого авторитарным сепаратистским режимом. В своей дипломатической ноте Молдова обвинила Россию в поддержке антиконституционных процессов, имеющих место в восточных районах страны.

Наверно для того, чтобы смягчить создавшуюся ситуацию, за день до переговоров президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Ющенко выступили с совместным заявлением, в котором, с одной стороны, заявили о намерении и впредь активно работать и согласовывать практические шаги, направленные на содействие скорейшему поэтапному достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными
политическими средствами, путем переговоров Молдавии и Приднестровья. С другой стороны, Россия и Украина хотели бы легализовать присутствие российской армии в Молдове. В своем заявлении Киев и Москва отметили целесообразность трансформации миротворческой операции в «мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ», но это только «по итогам приднестровского урегулирования».

Это заявление – ничто иное, как дипломатическая уловка. Одно из правил дипломатических переговоров гласит: если выдвинутое вами требование не проходит, то необходимо поменять его словесную оболочку. Так российская сторона и сделала. Ведь ранее посол РФ в Молдове Николай Рябов заявил в одной из телепередач, что российские военные не покинут Приднестровье, так как это грозит повторением событий 1992 года.

Это то, что предшествовало переговорам. А теперь о самих переговорах. Глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл признал на пресс-конференции, что они были очень сложными, и было достаточно тяжело прийти к консенсусу по важным вопросам.

Одной из причин этих трудностей Хилл назвал тот факт, что тираспольская делегация потребовала вернуться к некоторым вопросам, которые участники переговоров считали уже согласованными. Уж не потому ли, что Тирасполь в очередной раз почувствовал поддержку Кремля?

Основной вопрос, обсуждаемый во время второго раунда переговоров, касался ситуации в зоне безопасности. Найдено временное решение проблемы доступа к своим земельным наделам крестьян левобережных сел Дубосарского района. Отныне и до 2006 года жители сел, расположенных в этой зоне, смогут свободно перемещаться и привозить продукцию со своих земельных участков. «За это они будут вносить очень маленькую плату», - отметил Хилл.

В то же время, будет создана рабочая комиссия, которая найдет устойчивое решение этой проблемы. В комиссию войдут и посредники. Таможенные посты будут переданы совместным постам полиции и милиции, а Объединенная контрольная комиссия возобновит нормальную деятельность. Это те предложения, которые были поддержаны посредниками и наблюдателями.

Глава миссии ОБСЕ в Молдове выразил надежду, что Кишинев и Тирасполь их выполнит. Эти меры, как признался Уильям Хилл, окончательно не решат ситуацию, но, по крайней мере, ее улучшат.

Касаясь мониторинга военно-промышленного комплекса, американский дипломат отметил, что участники ознакомились с обращением к действующему председателю ОБСЕ о направлении мониторинговой миссии и согласились с тем, что будет разработан проект документа, регулирующий условия деятельности этой комиссии. «Он будет представлен ОБСЕ до 25 января и обсужден в следующем раунде переговоров, - заявил Хилл. - Однако пока не достигнуто согласия по поводу создания такой мониторинговой миссии».

Нет у сторон согласия и относительно проведения свободных и демократических выборов в приднестровском регионе, как это предусматривает инициатива украинского президента. Этот вопрос, как, кстати, и другой – о международной оценочной миссии, будут включены в повестку дня следующего раунда переговоров.

ОБСЕ предстоит разработать и представить на рассмотрение проект мандата соответствующей миссии и рекомендации для проведения свободных и демократических выборов в приднестровский Верховный совет в контексте инициатив президента Ющенко.

Что же касается миротворческой миссии в регионе и, в частности, предложений содержащихся в совместной декларации президентов Российской Федерации и Украины, Уильям Хилл отказался комментировать эти вопросы. Он лишь отметил, что документ обсуждался в ходе переговоров, но ни к какому согласию стороны не пришли.

Некоторые молдавские эксперты, и, в частности, политолог Оазу Нантой, считают, что, пока официально не будет признано, что Россия является участником военного конфликта, и пока она не будет участвовать в переговорах, имея соответствующий статус, ничто с места не сдвинется.

XS
SM
MD
LG