Линки доступности

Полувековой юбилей группы «Битлс» в Америке


Пятнадцатого августа 1965 года более пятидесяти пяти тысяч фанов рок-н-рола заполнили огромный нью-йоркский стадион имени Уильяма Ши. Такого рекордного числа меломанов не собирал еще ни один концерт. Но никто в истории и не пользовался такой невероятной популярностью, как четверка ливерпульских парней, назвавших себя «Битлс». Не случайно, культурологи считают группу одним из самых значительных явлений культуры XX столетия.

«Такое не забывается, - говорит свидетель триумфа группы «Битлс» на стадионе Ши Ларри Кэйн – единственный американский журналист, сопровождавший ливерпульцев в гастрольных поездках. За три года – с 64 по 66 – Кэйн послал на свою радиостанцию в Майями сообщения о шестидесяти четырех концертах ансамбля.

«Поначалу я не хотел ехать с ними, - рассказывает он. - Подумайте сами, какому серьезному журналисту, специализирующемуся в политике, захочется сопровождать музыкальную группу. Но не прошло и недели, как я понял, что «Битлс» – это подлинный культурный феномен, равного которому еще не было».

В своей книге «Проездной билет» Ларри Кэйн вспоминает истории, которые происходили вдали от огней рампы, и рассказывает о своих личных отношениях с великолепной четверкой: «Мне тогда шел двадцать второй год. Пол Маккартни был старше меня на три месяца, Джон Леннон и Ринго Стар – на два года, а Джордж Харрисон – моложе на год. Меня поражала человеческая зрелость и профессиональная уверенность этих ребят, которые еще каких-то пять лет назад были никому не известной группой подростков. Потрясало меня и их невероятная интеллектуальная любознательность».

По мнению культуролога Стивена Старка, американцы полюбили «Битлс», потому что они были умные и смешные ребята и – в отличие от других рок-н-рольных музыкантов – представляли средний класс.

«Элвис Пресли был шофером грузовика, а «Битлс» вышли из благополучных семей, живших в обеспеченных пригородах, - говорит Старк. - Они знали, кто такой Бетховен. И это позволило им оказать такое влияние на американский средний класс, которого не могли добиться другие рокеры».

Чтобы лучше понять природу битловского феномена, Стивен Старк три года прожил в Ливерпуле, где выросли Джон, Пол, Джордж и Ринго. В своей книге «Познакомьтесь с «Битлс» он рассказывает об уникальной культурной атмосфере этого портового города: «В городе царил матриархат. Мужчины, как это водится у моряков, месяцами, а то и годами отсутствовали. Поэтому дочек и сыновей растили матери».

Но Джон Леннон и Пол Маккартни потеряли матерей, когда были еще подростками. Это оказало них огромное влияние и, как считает Старк, помогло писать песни, в которых отчетливо звучало преклонение перед женщинами: «До «Битлс» в рок-н-роле преобладали настроения мужского превосходства. Были популярны песни, в которых горделиво говорилось, нечто вроде того, что «мне на все наплевать, я девчонок люблю менять». А девушки должны были сидеть дома и терпеливо ждать, пока их возлюбленным не вздумается их навестить. В песнях «Битлс» отношение к женщинам было совершенно иным. Они призывали юношей лучше относиться к своим девочкам, предупреждали их о том, как тяжело терять любимую…».

«Битлс» не только сместили акценты в отношениях между мужчинами и женщинами, они изменили сам образ мужественности. Прическа ребят – средней длины, свободно падающие на лоб волосы – произвела в США подлинную революцию. В 64 году американские юноши стриглись под ежик. Так ходили военные, астронавты. Словом, настоящие сильные парни. «Битлс» сумели радикально изменить облик мужчин и их представление о том, как они должны выглядеть.

Но влияние «Битлс» выходит далеко за рамки музыки и моды. Они сформировали мировоззрение целого поколения шестидесятых годов.

«Они выражали идеи свободы и значимости человеческой личности, утверждали, что целое всегда больше своих составляющих, - продолжает Стивен Старк. - Посмотрите на названия их песен “Come together”, “All you need is love”, “All together now”, “We can work it out”. Их творчество пронизано оптимизмом и свободолюбием, наполнено идеями личной и политической свободы.

Группа «Битлс» распалась в 1970 году. Стивен Старк объясняет это несколькими причинами: «Во-первых, в конце шестидесятых годов в поп культуре начали превалировать мрачные настроения. Это было время убийств знаменитых политических деятелей, время городских бунтов… И «Битлс», с их жизнерадостностью и оптимизмом, начали терять популярность. Во вторых, они к тому времени проработали вместе уже 15 лет. Притом, работали крайне тяжело, до полного физического и эмоционального истощения. Они выпускали по два новых альбома в год и постоянно гастролировали. Мне думается, что у них просто не было больше сил».

Сольные карьеры Джона, Пола, Джорджа и Ринго оказались весьма и весьма успешными. И все же главное их наследие – это песни, созданные за те 15 лет, когда они были вместе. Это песни, которые звучали на стадионе Ши, которыми сегодня восторгаются дети тех, кому посчастливилось присутствовать на концертах группы. За минувшие 30 лет многие музыканты пытались добиться такого же влияния на общество, как «Битлс». Но Стивен Старк считает, что пока это еще никому не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

XS
SM
MD
LG