Линки доступности

Новая книга о путинской России


В вашингтонском Центре «Карнеги за международный мир» состоялась презентации книги «Восхождение Кремля: Путинская Россия и конец революции» бывших московских корреспондентов газеты «Вашингтон пост» Питера Бейкера и Сюзен Глассер.

Питер Бейкер и Сюзен Глассер служили корреспондентами «Вашингтон пост» в Москве с 2000 по 2004 год и были свидетелями превращения хрупких усилий Бориса Ельцина в направлении построения в России демократии в режим авторитарного толка.

В своей книге авторы наглядно демонстрируют, как Путин в течение четырех лет на посту президента систематически консолидировал власть в своих руках, продолжая в то же время кровавую войну в Чечне, попирая права человека, обретая контроль над средствами массовой информации и разрушая демократические институты.

Вот, как описывает Питер Бейкер ситуацию в России в начале и в конце его и Сюзен Глассер пребывания в Москве. Россия менялась у них на глазах:

«Люди, которые охотно отвечали на наши телефонные звонки вскоре после нашего приезда, впоследствии перестали на них отвечать, а если и отвечали, то просили нас не называть их имени. В конце нашего пребывания в Москве мы почувствовали, что в России установилась атмосфера страха, особенно в определенных слоях элитарного общества. Как-то в ходе телевизионного интервью глава российского профсоюза промышленников и предпринимателей, профсоюза олигархов, если хотите, Аркадий Вольский на вопрос, кто стоит за компанией травли Ходорковского и «Юкоса», прямо не ответил, а сказал: «Я боюсь называть имена, у меня шесть внуков, и я хочу, чтобы они остались живы». Даже наш друг, известный западный инвестор, поддерживавший Путина в первый срок его президентства, сказал нам в частной беседе по завершении нашей работы в Москве: «Мне кажется, что мой оптимизм в отношении Путина не оправдался». И он тут же попросил нас не называть его имени».

«Ельцинское правление, которое характеризовалось повсеместной коррупцией, - продолжал Питер Бейкер, - по крайней мере, пыталось открыть российскому обществу глаза на демократические ценности после семидесяти с лишним лет советского правления. Наследник Ельцина, как можно видеть, решил положить этому конец. И он этого не скрывает. Глеб Павловский, политический советник Кремля, сказал: «Путин не скрывал, что хочет положить конец революции, а не начинать новую». Александр Волошин, начальник администрации Ельцина, а затем Путина в первый срок его правления, сказал своим кремлевским коллегам за закрытыми дверями: «Россия не готова к демократии».

Наблюдая за трансформацией России с 2000 по 2004 год, корреспонденты «Вашингтон пост» пытались ответить на вопрос: «Кто же такой Владимир Путин, и в каком направлении он ведет Россию?». Простого ответа им найти не удалось. «Россия сегодня еще не демократия, но и не диктатура, - замечают они, - Страна еще не совсем свободная, но и не такая репрессивная как прежде. Совершенно ясно, что Путин изменил направление, по которому идет Россия, оставив при этом многие из прежних приемов и введя в свое руководство многих из старых советских кадров. В каком же направлении все же идет Россия? Сюзен Глассер приводит такой эпизод:

«В прошлом году американский историк Ричард Пайпс опубликовал статью под названием «Бегство России от свободы». Эта статья вызвала в России большой резонанс. Но интересно, что Путин и его помощники не скрывают того, о чем говорит американский историк. Именно об этом говорил Владимир Путин Джорджу Бушу во время их недавней частной встречи, когда американский президент поднял вопрос о притеснении демократических институтов в России. Путин прочел Бушу целую лекцию: «Не вам говорить мне о том, что россиянам нужно. Мы имеем многовековую историю и опыт. Демократия – это для нас чуждый процесс».

Об этом как раз и говорил Солженицын в ходе выступления по российскому телевидению на прошлой неделе. «Почему вы спрашиваете меня об угрозе российской демократии? В России такой вещи нет и никогда не было. Как же мы можем говорить об угрозе демократии, которой не существует?».

XS
SM
MD
LG