Линки доступности

Согласится ли режим Каримова на независимое расследование?


Седьмого июня правозащитная организация «Human Rights Watch» опубликовала доклад о событиях в Андижане (Узбекистан), основанный на показаниях очевидцев. По просьбе Русской службы «Голоса Америки» этот документ комментирует журналист Алишер Сидиков, бывший репортер британского радиовещания Би-би-си в Ташкенте.

Наджия Бадыкова: Опубликованный во вторник доклад «Human Rights Watch» называет события в Андижане «бойней». Согласны ли вы с этим?

Алишер Сидиков: С такой респектабельной организацией, как «Human Rights Watch», весьма сложно не согласиться. Я лично знаю ребят, которые работают в Ташкенте. Следователи Элисон Гил и Карло Боуэн – очень компетентные, очень образованные люди. В принципе «Human Rights Watch» всего лишь опубликовала собранные ею интервью со свидетелями событий в Андижане. Они разговаривали и с журналистами, и с правозащитниками, и с простыми людьми. И, кстати, со мной Карло тоже разговаривал. И вот по этим материалам был составлен доклад. На мой взгляд, он получился всесторонним, в нем трудно усомниться. То, что в нем описано, не может не вызывать озабоченности.

Н.Б.: «Human Rights Watch» требует от США, у которых имеется база в Узбекистане, заморозить все выплаты и приостановить переговоры о базах в Узбекистане. Эта правозащитная организация также полагает, что необходимо привлечь к данному вопросу Европейский Союз. Как вы думаете, какие последствия это может иметь для режима Каримова?

А.С.: Уже не раз «Human Rights Watch», «International Crisis Group» и другие международные организации выступали с такими же инициативами – принять реальные, конкретные меры. Сколько можно выражать обеспокоенность и осуждать происходящее, спрашивают они? Пришло время переходить к реальным действиям! А в чем заключаются реальные действия? Некоторые организации считают, что для того, чтобы реально воздействовать на существующее положение дел в Узбекистане, на режим, правящий в Узбекистане, надо сократить международную помощь этому режиму. Возникает, однако, другой вопрос: не пострадает ли от этого население? Дело в том, что, несмотря на всю коррупцию, какая-то часть помощи, выделяемой международными организациями, все же доходит до населения. И здесь большая дилемма.

На мой взгляд, государственный департамент США, Евросоюз и другие организации должны смотреть на вопрос именно с этой точки зрения: как оказать давление на режим, чтобы при этом не пострадало население. Вот сейчас, скажем, НАТО также предлагает сократить военную помощь. И действительно, в военной сфере есть возможность для маневра. А вот насчет гуманитарной помощи – я думаю, США и Евросоюз все-таки будут продолжать ее оказывать, хотя она будет меньше афишироваться.

Н.Б.: Выдвигаются также требования, чтобы Ташкент предпринял независимое расследование андижанских событий. Как вы думаете, насколько реально, что узбекское правительство согласится на такой шаг? И какой эффект это требование может иметь?

А.С.: Знаете, в чем сейчас очень серьезно выигрывает правительство Каримова, – так это во времени. Я не исключаю, что они согласятся в будущем на международное или какое-нибудь другое независимое расследование по поводу случившегося в Андижане. Но это не будет в обозримом будущем. А к тому времени многое позабудется, многих очевидцев просто будет трудно найти, и рана не будет так кровоточить. Вот поэтому я считаю, что время играет только на руку Каримову. Однако в принципе какое-то согласие его правительства на международное, независимое расследование я не исключаю. Но не очень скоро.

XS
SM
MD
LG