Дело ЮКОСа привлекает внимание мировой общественности и международных средств массовой информации. Свое мнение об этом деле высказывает директор программы по изучению проблем России и евроазиатских стран вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир профессор экономики Андерс Ослунд.
Эмма Тополь: После начала дела против ЮКОСа, и особенно после ареста Михаила Ходорковского, иностранный капитал уходит из России, и российские бизнесмены тоже предпочитают вести свой бизнес за рубежом. Как вы думаете, будет ли этот процесс продолжаться, или в России и за рубежом довольно скоро забудут об опальном олигархе?
Андерс Ослунд: Я думаю, что сейчас в России главная проблема – это право собственности . И если там не могут гарантировать право собственности даже самому богатому человеку в России, это значит, что таких гарантий не может быть вообще. Мне кажется, что сейчас для России главная задача – гарантировать право собственности олигархам и другим бизнесменам. Для меня очевидно, что в деле Ходорковского проявился очень сильный популизм, похожий на популизм, который мы видели в Латинской Америке. Я думаю, что это – главная проблема.
Путин сейчас пошел по другому пути. Во-первых, очевидно, что дело Ходорковского незаконное. Просто процедуры российского суда не предусматривают нормальный ход дела. Второе: Путин разрушил свою отличную налоговую реформу. И третье: он разрушил отличную судебную реформу, которую начал. Я думаю, что это очень серьезно.
Еще одна важная проблема – это утечка капитала и, прежде всего, российских олигархов, которые понимают, что в России их деньги в опасности. В складывающейся политической ситуации в стране они предпочитают вкладывать деньги в другие места. Но не слишком активно, потому что понимают, что могут потерять все. В результате в российскую экономику инвестируют слишком мало. И причины этому чисто политические. Яснее всего это видно в нефтяном секторе, где, как я думаю, в этом году резко сократится производство. Это произойдет по двум причинам: слишком малые инвестиции и плохое управление. Лучше всего работали именно «Сибнефть» и ЮКОС и ТНК-БП – предприятия, у которых сейчас серьезные проблемы с властью.
Э.Т.: Сегодня некоторые экономисты в Америке, да и в России тоже, считают, что нынешняя экономическая политика Кремля в условиях высоких цен на энергоносители ведет страну к кризису. Вы согласны с этим? И какая, на ваш взгляд, должна быть экономическая политика Путина?
А.О.: Я, в общем-то, считаю, что в экономике России уже сделано очень много положительного. Это мы видели в течение пяти лет сразу после финансового краха России. В те времена вводились чудесные экономические реформы. И я думаю, что это – главная причина того, что в России в течение пяти прошедших лет было почти 7% экономического роста каждый год. Но сейчас реформы остановились. И ясно, что это началось сразу после ареста Ходорковского. Фактически – из-за того, что кагэбэшники захватили власть в России. После этого ни каких важных реформ уже не было. А без реформ со временем экономический рост замедляется. Но не настолько решительно. В России прекрасная макроэкономика, огромный профицит бюджета, огромный профицит платежного баланса, торгового баланса, очень большие международные резервы. Пока проблема здесь в том, что замедлился экономический рост. Но, повторяю, сейчас особо острая проблема возникла в нефтяном секторе. И все из-за того, что недостаточно инвестиций.
Э.Т.: Спасибо.