Линки доступности

Правозащитники: «Переговорщики, помните о людях!»


В Женеве призвали участников мирного урегулирования подумать не только о прекращении огня, но и о судьбах военнопленных и политзаключенных. На заседании Совета ООН по правам человека они рассказали о ситуации с правами человека в России и пытках как инструменте репрессий.

Крымская татарка, бывшая политзаключенная Ление Умерова пришла на заседание совета ООН по правам человека в футболке с изображением крымского художника Богдана Зизы, приговоренного российской властью к 15 годам заключения. Три года назад оккупационные власти Крыма арестовали его по обвинению в терроризме. По версии ФСБ, Зиза облил желтой и голубой красками фасад здания администрации Евпатории и кинул бутылку с «коктейлем Молотова» в окно, но возгорания непроизошло. Художник говорит, что его с помощью пыток и избиений заставили записать видео с извинениями.

Его история, как рассказала Умерова, — одна из сотен историй граждан Украины, которые попали под каток российской репрессивной машины. Ее жертвой стала и сама Умерова, которая приехала в оккупированный Крым навестить больного раком отца и была задержана, а затем — оказалась в заключении.

«Меня держали в ужасных условиях, мои базовые права были попраны, здоровье ухудшалось. На мои просьбы о лекарствах не реагировали, — вспоминает она и добавляет: — Но мне еще повезло, со мной общались адвокаты, а у многих украинцев сейчас статус инкоммуникадо, у них нет никакой связи с внешним миром. Украинские заключенные в России — это просто обычные люди, обычные граждане, но с ними ужасно обращаются».

Один из адвокатов, которые помогают политзаключенным, также присутствовал на заседании Совета ООН — юрист правозащитного проекта «Первый отдел» Иван Павлов, против которого в России открыто три уголовных дела. Павлов отметил, насколько важна роль адвокатов в помощи политзаключенным, и в первую очередь речь тут идет именно о юристах, работающих в России (сам он может продолжать деятельность только в изгнании).

«Может возникнуть вопрос, зачем продолжать работать в России, если там не соблюдаются законы? Но дело в том, что люди остаются там одни — наедине с огромной машиной, которая хочет их уничтожить, — отметил Павлов. — Именно поэтому им важно чувствовать, что рядом с ними есть кто-то, кто их поддерживает и представляет их интересы».

Кроме того, по словам Павлова, адвокаты остаются очень важным источником информации о том, что происходит в России, за закрытыми дверями судов: «Адвокаты — это свидетели преступлений путинского режима».

Иван Павлов, как и Лене Умарова, призвал подумать прежде всего о людях, которые страдают от репрессий, и о том, как их можно освободить.

С таким же призывом выступила и спецдокладчик ООН по правам человека в России Марианна Кацарова. «Вопрос прав человека должен быть во главе угла в любом конфликте. Без этого никакие мирные договоры невозможны», - подчеркнула она.

Кацарова, которая встречалась с жертвами пыток и готовит очередной доклад на эту тему, отметила, что сейчас пропаганда меняет значение многих слов, именно поэтому важно продолжать называть репрессии — репрессиями, агрессию — агрессией, а пытки — пытками. «Мы должны помочь заключенным!», — призвала она.

В свою очередь, правозащитник Олег Орлов назвал режим Путина — фашистским и напомнил, что пыточная система в России формировалась годами, еще со времен Чеченских войн.

«Появились пыточные, люди там исчезали, и мы даже не знаем точно, сколько всего людей пропало. Мы рассказывали об этом всему миру в 90-е годы, но нам далеко не все верили, — напомнил Орлов. — и вот к чему это привело: сейчас этот многолетний опыт террора Россия распространила на оккупированные украинские территории». Сам Орлов только что вернулся из Украины, где помогал коллегам документировать военные преступления россиян.

Его коллега, правозащитница и лауреат Нобелевской премии мира 2022 года как исполнительный директор «Центра гражданских свобод» Александра Романцова, призвала участников мирных переговоров поставить во главу угла именно людей.

«Если просто прекратить стрелять, это будет спокойствие, но не мир. Продолжение оккупации никогда не станет миром», - подчеркнула она. Романова напомнила, что Украина до сих пор не получила тело журналистски Виктории Рощиной, погибшей в российском плену.

Некоторое время назад журналисты The Kyiv Independent выпустили расследование, в котором проследили путь Виктории на оккупированных территориях, а также узнали об обстоятельствах ее содержания в СИЗО: выяснилось, что она подвергалась жестоким пыткам, в том числе электрическим током, голодала и не могла передвигаться самостоятельно. «Помогите нам спасти людей и спасти систему прав человека в мире!» — призвала Романцова.

А Олег Орлов обратился к тем, кто участвует в мирном урегулировании, со словами: «Переговорщики, помните о людях!».

Форум

XS
SM
MD
LG