В ходе визита в Вашингтон вице-премьера, министра иностранных дел Республики Молдова Михаила Попшоя, корреспондент Грузинской службы «Голоса Америки» Екатерина Магхалдадзе взяла у него большое интервью – о попытках российского вмешательства в выборы в Молдове, войне в Украине и будущем Европы. Мы публикуем интервью с сокращениями.
Екатерина Магхалдадзе: Господин министр, спасибо, что пришли на «Голос Америки». Вы находитесь в Вашингтоне всего через месяц после выборов, за которыми, затаив дыхание, следила вся Европа. «Мы боролись честно в нечестной борьбе и победили», — это слова президента Санду. Объясните, почему это была нечестная борьба и как вы победили?
Михаил Попшой: Действительно, это была жесткая борьба. Это было нападение на современную демократию, осуществленное Кремлем и его доверенными лицами. Но стойкость народа Молдовы проявила себя в полной мере. Ну, и способность президента Санду убедить молдавских избирателей продолжать наш курс на европейскую интеграцию, на мир, на стабильность, на демократию нашла отклик у молдавской общественности. Это была нелегкая борьба. Объем вмешательства и масштаб российской гибридной тактики, примененной в Молдове, были довольно серьезными. На самом деле, Молдова является своего рода испытательным полигоном для российской гибридной тактики. И при всем этом нам удалось выстоять. Нам удалось переизбрать президента Санду, что является одним из очень немногих сейчас случаев, когда на демократических выборах снова одерживает победу действующий президент. Многие страны переживают трудности из-за инфляции, проблем с обеспечением безопасности.
Молдова значительно пострадала от войны в Украине. Однако, несмотря на все это, молдавское общество решило и дальше придерживаться нашего курса. Следовать нашим устремлениям по воссоединению с европейской семьей стран и продолжать путь к укреплению нашей демократии, укреплению верховенства закона, доверить Майе Санду второй срок президенства. Мы этому, конечно, рады.
Однако, конечно, нам предстоит проделать большую работу в преддверии парламентских выборов, чтобы убедиться, что мы не столкнемся с таким же уровнем вмешательства извне, или, точнее, что мы будем подготовлены к такого рода угрозам и сможем минимизировать их.
Е. М.: Почему, по-вашему, Молдова стала настолько важной для геополитической игры Кремля?
М.П.: Что ж, трудно понять, о чем думают люди в Кремле, однако ясно, что они видят мир как игру на поражение. И они считают, что вступление Молдовы в Европейский Союз каким-то образом, возможно, повредит их интересам, что на самом деле не так. То, что Республика Молдова, как и положено суверенному государству, может сама решать свое будущее – это нормально. Это соответствует международному праву и направлено не против кого-либо, а на защиту интересов молдавского народа, таких, какими их видим мы и какими они будут сформулированы после демократических выборов.
Мнение Кремля, с нашей точки зрения, не так уж и важно. У них есть своя страна, на которой они могут сосредоточиться. Их попытки вмешиваться в дела других суверенных стран, создавать нестабильность и разжигать конфликты — это то, против чего мы решительно выступаем и что мы осуждаем. А Молдова — мирная страна. Молдова — страна, которая хочет иметь хорошие отношения со всеми.
Вот почему мы так много помогали Украине. Мы отстаивали таким образом наши ценности. Мы приняли самое большое количество беженцев на душу населения — более полутора миллионов в стране с населением всего 2,5 миллиона человек. Сейчас у нас около 100 000 человек, в основном женщин и детей, которым предоставлен полный доступ к образованию, здравоохранению, рынку труда. И, возможно, эти наши действия вызывают некоторое раздражение у Кремля. Но только так мы можем поступать с точки зрения морали. С позиции христианства поступать можно только так. Мы продолжим оправдывать ожидания наших граждан. Мы продолжим поддерживать Украину, потому что именно так поступают соседи.
Е.М.: Какова ваша стратегия против вмешательства России? Как вы справляетесь? Что работает, а что нет?
М. П.: Мы инвестируем в наши институты, вместе с нашими партнерами из Европы и из Соединенных Штатов. Мы консолидировано укрепляем наши стратегически важные коммуникационные структуры, нашу оборону, все, что касается внутренних дел, разведку и контрразведку. А также, что самое важное, работаем над нашей экономической устойчивостью, потому что это то, что российская пропаганда пытается превратить в оружие. Есть беглые олигархи, некоторые из них близки, очень близки к России, которые, как известно, оставили после себя в Молдове огромную нищету.
А теперь эту нищету пытаются очень цинично использовать для продвижения пророссийской повестки дня. Это не сработает, потому что молдаване раз за разом показывали, что они дорожат демократией, что они дорожат верховенством закона, что они хотят быть частью свободного мира. И как бы ни старались пророссийские акторы, и сколько бы денег Кремль ни пытался влить в Молдову, чтобы дестабилизировать страну, увести нас от законного демократического курса, который мы выбрали, все эти попытки потерпят неудачу. Mы сделаем все возможное, чтобы постоянно инвестировать в наши демократические институты, в наше верховенство закона, чтобы бороться с этим пагубным влиянием.
На этом пути мы получаем большую поддержку от наших партнеров, потому что когда Россия испытывают свою гибридную тактику в Молдове и у них получается, онa берeт ее на вооружение и применяeт в других странах свободного мира. Поэтому в интересах всего мира, чтобы мы в Молдове успешно противостояли российским гибридным атакам, чтобы их тактика не работала и не применялась где-либо еще.
Е.М.: В следующем году в стране пройдут важные парламентские выборы, которые, предположительно, Россия может попытаться сорвать или вмешаться в них. Какие уроки были извлечены из октябрьских выборов и референдума, чтобы использовать их для лучшей подготовки к такому сценарию? Что поставлено на карту на этих выборах?
М.П.: Политики всегда говорят, что будущее их страны под угрозой. Но в этом случае, сейчас, когда в Украине - война, а у нас есть возможность вступить в Европейский Союз, Кремль, безусловно, понимает, что закрепление Молдовы в Европе — это долгосрочный геополитический выбор для Молдовы. Так что будущее Молдовы в Европе поставлено на карту, потому что пророссийские акторы пытаются остановить и подорвать курс Молдовы на закрепление в свободном мире. Но и граждане Молдовы понимают, что поставлено на карту. По крайней мере, мы, безусловно, видели это на президентских выборах и референдуме по членству в ЕС, на результаты которых не повлияли попытки Кремля вмешаться, изменить ситуацию или подкупить избирателей.
Большинство людей громко и ясно высказали свои желания. И мы понимаем, что на парламентских выборах Кремль попытается удвоить усилия и будет не переставая усердно работать с гражданами Молдовы, независимо от того, на каком языке они говорят, независимо от их политических предпочтений. Мы, в свою очередь, будем взаимодействовать с ними в открытой, прозрачной, демократической дискуссии, чтобы попытаться убедить их и попытаться объяснить им, что поставлено на карту. Это обычная работа политиков. Вы должны ежедневно взаимодействовать с гражданами своей страны. Вы должны быть в состоянии понять их тревоги. Некоторые из них могут быть результатом российской пропаганды, но многие являются законными и оправданными.
Хотя в первый раз отрыв между кандидатами был очень мал. В условиях демократии разрыв редко бывает гигантским. Только в недемократических условиях, когда результаты предопределены, разрыв бывает астрономически велик. В конкурентной демократической системе высококонкурентные выборы - норма. И особенно в наши дни, когда в Республике Молдова самая высокая инфляция в Европе, беспилотники и ракеты летают над нашими головами, тот факт, что нам удалось добиться такого положительного результата, является большой победой.
И, конечно, мы с нетерпением ждем закрепления этого успеха на парламентских выборах. Но нам нужно будет много работать. Нам нужно будет постоянно работать над экономикой. Нам нужно будет сделать так, чтобы наши граждане были уверены в своем ближайшем будущем и иметь чувство уверенности в завтрашнем дне, потому что именно его Кремль пытается подорвать. Они пытаются создать впечатление, что ситуация ухудшается и что все идет в неправильном направлении. И, конечно, у них есть все средства, чтобы попытаться не только повлиять на восприятие людей, но повлиять и на события через энергетический рычаг, создавая нестабильность в нашем регионе. Вы же понимаете, инвесторы не выстраиваются в очередь, когда есть проблемы с обеспечением безопасности, но мы усердно работаем с нашими партнерами, чтобы создать условия для привлечения инвесторов в Республику Молдова.
И мы в этом отношении добились определенных успехов. Мы с нетерпением ожидаем, что стратегические американские инвесторы приедут в Республику Молдова и помогут нам подготовиться оказать Украине помощь в ее восстановлении. Чтобы инфрастуктура Молдовы была готова помочь Украине, когда придет время восстановления.
Е.М.: Вы постоянно упоминаете Украину. Что победа или поражение России в Украине напрямую означает для Молдовы? Что поставлено на карту для Молдовы в Украине?
М.П.: Очевидно, что на карту поставлены суверенитет и независимость Молдовы. В первые недели и дни войны в Республике Молдова был большой страх, что армия Путина может добраться до наших границ, и были даже планы, о которых публично говорили некоторые российские официальные лицами, о том, чтобы фактически нарушить нашу границу и попытаться продвинуться в страну.
К счастью, благодаря огромному мужеству и жертвам украинского народа и украинской армии Кремль не преуспел в своих намерениях. И хотя некоторые на Западе не очень верили в Украину, Украина показала, что у нее есть стойкость и мужество, а также способность сопротивляться. И Украина, честно говоря, защищает нас так же, как и себя. Для нас это не абстрактные слова. Для нас дело тут не только в ценностях. Для нас это также вопрос выживания. Поэтому за то, что Украина смогла защитить себя и, соответственно, Молдову, мы будем вечно благодарны Украине. И именно поэтому мы так охотно помогали Украине, используя те скромные средства, которые у нас есть, принимая здесь украинских беженцев.
Пока есть ощущение, что у Кремля есть шанс победить в Украине, это вызывает тревогу во всем регионе. И, конечно, мы, в Молдове, все еще находимся в состоянии постоянной тревоги. Но мы воодушевлены решением следующей администрации США назначить очень опытных профессионалов на должности, связанными с Россией и Украиной, связанные с решением вопросов иностранных дел и безопасности.
Мы видим серьезность наших партнеров как в Европе, так и здесь, в Соединенных Штатах. Мы видели это на протяжении последних почти трех лет. И мы уверены, что позиция по защите национальных интересов Соединенных Штатов, Европейского Союза, Республики Молдова и Украины в этой очень сложной ситуации будет решительной, потому что международное право должно преобладать, ведь в противном случае может создаться очень опасный прецедент, который повлечет за собой дальнейшие проблемы.
Е.М.: Что было бы вашим главным приоритетом в разговоре с новой администрацией в США, главные вопросы повестки дня, которые вы хотели бы обсудить на двустороннем уровне с Соединенными Штатами?
М.П.: Наш главный приоритет имеет два аспекта. Как я уже упомянул, один из них — это экономические проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Кремль сейчас пытается усилить экономический шантаж, энергетический шантаж, предполагая, что таким образом можно прекратить транзит или поставку газа в Приднестровский регион Республики Молдова. Прекращение газового транзита — это законное решение Украины, есть и другие пути поставки газа в Республику Молдова и регион. Итак, энергетический шантаж мы уже видели и раньше. Мы смогли с ним справиться. Сегодня, конечно, это еще одна составляющая гибридной войны, которую Кремль ведет в регионе.
Мы очень много работаем с нашими партнерами в Европе и Соединенных Штатах, чтобы противостоять энергетическому шантажу. И пока мы можем преодолеть эту зиму с минимальным ущербом для большинства наших граждан, мы полны оптимизма и верим, что сможем и дальше продвигаться в правильном направлении.
Второй аспект, это, безусловно, события в Украине. Чем больше все развивается в позитивном направлении, тем ближе мы приближаемся к справедливому и устойчивому миру. Тем лучше для Украины, для Молдовы, для всего региона, для свободного мира в целом. И это, конечно, создаст благодатную почву для того, чтобы Молдова укрепила свои позиции в свободном мире.
Форум