Линки доступности

Финляндия: после многолетнего нейтралитета - форпост на восточном фланге НАТО


Министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто после подписания протоколов о присоединении своих стран в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Бельгия, 5 июля 2022 года. REUTERS/Yves Herman/Архивное фото
Министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто после подписания протоколов о присоединении своих стран в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, Бельгия, 5 июля 2022 года. REUTERS/Yves Herman/Архивное фото

Беседа с бывшим министром иностранных дел Финляндии Пеккой Хаависто

Главное сходство Украины и Финляндии - страны, чей исторический опыт часто вспоминают применительно к украинской ситуации - заключается в том, что обе страны веками боролись за свою независимость от России.

Юго-Восточная часть Финляндии досталась Российской империи в 1721 году, после поражения Швеции в Северной войне, а полностью Великое княжество Финляндское стало частью России в 1809 году.

Получив независимость в результате краха Российской империи в декабре 1917 года, уже в 1918 году большевики развязали гражданскую войну в соседней стране, но проиграв ее тогда «белому движению Финляндии», вновь открыли Финский фронт в 1939 году - сначала организовав провокацию на границе, а затем атаковав страну уже с использованием всех родов войск Красной Армии. Так тогда уже СССР развязал тяжелую и кровопролитную войну, пытаясь захватить всю территорию Финляндии.

Эта война закончилась в марте 1940 года, в результате чего Финляндия потеряла часть своих территорий, а СССР за эту агрессию был исключен из Лиги Наций, организации-предшественнице ООН.

После недолгого мира Финляндия, пытаясь вернуть себе завоеванные Советским Союзом территории, в 1941 году вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии.

Однако 2 сентября 1944 года, после тяжелых летних сражений, в Хельсинки объявили о разрыве отношений с Германией и пошли на перемирие с СССР, которое закончилось подписанием в апреле 1948 года договора с Советским Союзом «о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи».

За сохранение своего суверенитета и внутренней самостоятельности Финляндии пришлось не только безвозвратно отказаться от своих прав на Карелию и другие участки своей территории на севере страны.

Самой главной проблемой стали навязанные эти договором условия долгосрочного и сильного влияния Москвы на внешнюю политику Хельсинки, которые вошли в историю под унизительным наименованием «финляндизации» - что означало «подчинение политического курса страны решениям более крупного соседнего государства при номинальном сохранении суверенитета».

Приход к власти Урхо Кекконена в 1956 году положил начало нейтралитету Финляндии между СССР и Западом.

Только через несколько лет после распада Советского Союза, в 1995 году Финляндия вступила в Европейский союз, а в результате полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году Финляндия решила присоединиться к НАТО, став полноправным членом альянса менее чем через год.

Решение Финляндии вступить в Североатлантический альянс было расценено как историческое - и в самой Финляндии, и в США и в НАТО в целом.

Сегодня Финляндия уже активно вносит свой вклад в альянс, оказывая огромное влияние на безопасность Европы, в частности на восточном фланге НАТО.

В дискуссии о сегодняшней европейской и трансатлантической безопасности, которая проходит в рамках ежегодных симпозиумов в честь лауреата Нобелевской премии, бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари в вашингтонском Институте Кеннана (Kennan Institute, the Wilson Center), принял участие Пекка Хаависто, депутат финского парламента и бывший министр иностранных дел Финляндии (Pekka Haavisto, Member of Parliament; former Minister of Foreign Affairs of Finland), который сыграл центральную роль в процессе вступления Финляндии в НАТО.

Как Финляндия пришла к вступлению в НАТО после долгих лет выстраивания политики нейтралитета?

Пекка Хаависто считает, что с абсолютным нейтралитетом, которого придерживалась Финляндия, было покончено еще в 1995 году, когда страна вступила в ЕС.

Хаависто назвал это событие - «первым шагом к НАТО».

«Мы, вероятно, были единственной страной в мире, у которой были определенные собственные условия для вступления в НАТО, - сказал он, пояснив: - Если ситуация с безопасностью в нашем районе изменится, мы можем рассмотреть членство в НАТО, так как у нас общая граница с Россией протяженностью 1300 км. Я не знаю, согласились бы страны НАТО на наши условия в другой ситуации, но это произошло».

Однако, по словам бывшего министра иностранных дел Финляндии, «даже после полномасштабного вторжения России в Украину это было не простым шагом».

«Во-первых, для нас стратегически было очень важно, чтобы Швеция последовала за нами. Я помню свой первый звонок шведскому министру иностранных дел Анне Линд, когда она сначала сказала, что Швеция “никогда не присоединится к НАТО, нарушив 200-летний нейтралитет”. Однако через несколько недель после этого общественное мнение в Швеции начало меняться и, в конце концов, их парламент принял это решение. Во-вторых, было не так очевидно, что все страны НАТО приветствовали это. У нас было несколько переговоров с некоторыми министрами стран-членов НАТО, в которых звучало, что “возможно, это не лучший момент, так как Россия только что напала на Украину” и что “НАТО не хочет дополнительных провокаций” и т. д. При этом мы решили начать оказывать военную помощь Украине вместе - в координации со Швецией, Норвегией и другими европейскими странами, хотя пока были за пределами НАТО. И, в конце концов, возник вопрос безопасности. Если мы отдадим часть нашего оружия этой справедливой борьбе, которую Украина ведет за свою независимость, что случится с нами в случае страшного сценария?», - вспоминал финский политик.

Пекка Хаависто рассказал, как общественное мнение быстро созревало внутри страны.

«Я думаю, люди поняли за одну ночь, что мы находимся в новой ситуации в Европе. А финны очень ориентированы на безопасность. И во многих семьях, когда люди обсуждали происходящее, возникли воспоминания о Второй мировой войне, о войне с Россией. И это были обсуждения, которые привели к тому, что огромное большинство в нашем парламенте, фактически все политические партии, проголосовали за членство в НАТО, включая мою собственную партию, “Партию Зеленых”, которую обычно считают пацифистской», - заявил он.

Как финский опыт в области обороны страны может быть использован НАТО?

Пекка Хаависто рассказал, что Финляндия сегодня располагает военным резервом в 300 000 человек, однако этого, по мнению бывшего финского министра, «вполне пока хватает». Он привел в пример финские меры по защите гражданского населения, включающие строительство подземных бункеров для всех граждан, таких сооружений как в Хельсинки, под станциями метро.

«Возможно, вместе с Францией мы были самыми активными в Европейском союзе, настаивая на том, что Европа должна делать больше для собственной обороны, - подчеркнул Пекка Хаависто. - Пока в Европейском союзе мы сделали очень мало для этого. Хотя есть большое изменение курса, которое связано с появлением новой Комиссии по обороне и безопасности. Между прочим, Финляндия уже давно тратит 2,4% ВВП на оборону, так что мы немного больше соответствуем критериям НАТО. Я призываю страны НАТО изменить критерии и повысить затраты».

Какие меры для поддержания общей безопасности в Европе Финляндия уже предпринимает?

Хаависто напомнил, что еще до вторжения России в Украину финские службы “засекли” попытки разрушения кабелей в Арктической зоне, активность в Балтийском море, после чего произошло разрушение газопровода.

Политик полагает, что все это части так называемой гибридной стратегии России и призвал все страны Балтийского региона и Арктики последовать примеру Финляндии и уделять больше внимание растущей агрессивной политике РФ в этой части планеты.

«Арктика - становится критически важным регионом для глобальной конкуренции из-за изменения климата, доступа к ресурсам, новых судоходных путей, часть мира, где Россия пытается осуществлять доминирование», - отметил он.

Хаависто рассказал, что «представлял Финляндию в “Арктическом совете”, еще когда тот был только создан». Эту международную организацию политик считает ключевой в решении многих проблем мира.

«Еще весной 21 года в Рейкьявике, когда Исландия была председателем, было восемь министров иностранных дел, сидящих за одним столом. Там был и Лавров, там был Блинкен, пять министров стран Северной Европы и канадский министр. Мы фактически решили половину проблем мира за этим столом», - подчеркнул Хаависто.

В сегодняшней ситуации, по мнению финского политика, перед «Арктическим советом» стоят еще более серьезные задачи:

«Мы, финны, специализируемся на некоторых арктических технологиях, в части использования электроники и в строительстве ледоколов. Канада, США и другие страны Запада могут использовать все, что разрабатывает Финляндия. В то же время, мы, все вместе должны быть готовы к агрессии в Арктике, которая начинается с нарушений инфраструктуры, газопроводов, кабелей. “Арктический совет” - орган который может решить и проблемы обеспечения мира продовольствием: морепродуктами и рыбой. Но самое главное - нам всем вместе необходимо решить, как справляться со всеми появившимися угрозами и рисками».

Как Швеция и Финляндия добились общественной поддержки модернизации обороны?

Пекка Хаависто напоминает, как в 60-х годах все опасались ядерной войны.

По его словам, еще тогда «финны и жители других стран Северной Европы были приучены к тому, чтобы быть готовыми к большим проблемам и немедленно принимать решение и действовать: защитить себя - иметь недельный запас еды и питьевой воды в каждом доме - а также активно принимать участие в поддержании инфраструктуры - если дорога перекрыта упавшим деревом, если электричество отключается, и вы замерзаете в своем доме и так далее».

«И сегодня мы и Швеция говорим нашим гражданам, что подготовка страны к войне, к военному времени, рискам - самое важное дело. И когда люди спрашивают, почему я это говорю, я отвечаю: “когда мы смотрим на динамику войны в Украине, мы должны понимать, что война может распространиться и до Балтийского моря и за его пределы”. Я думаю, что этот тип связи с согражданами очень важен, чтобы люди были готовы, даже если мы не имеем в виду, что завтра будет “конец света”», - пояснил Хаависто.

Какие последствия сегодняшние события могут иметь для Европы в будущем?

Пекка Хаависто подчеркнул, что «несмотря на все риски и угрозы, именно сейчас стало видно, насколько счастливы те люди и поколения стран Запада, которые имеют возможность все еще жить в мире,
учиться, делать карьеру, иметь возможность для саморазвития и роста в обществе».

Политик также заявил, что «он понимает и тех, кто выходит на протесты против сокращения ассигнований на системы здравоохранения и образования», когда «многие люди реагируют очень резко, мол, что это не способ - так относиться к нашему обществу всеобщего благосостояния» и повышать расходы на оборону и безопасность.

В этой связи, Хаависто надеется на возрождение «старых Хельсинкских традиций», породивших ОБСЕ.

«Финляндия займет пост председателя в ОБСЕ в 50-ю годовщину Хельсинкского Заключительного акта. Каким-то чудесным образом мы освободились тогда от давления разногласий Холодной войны в Европе. А затем настало начало демократических изменений в странах Восточной Европы и, наконец, из-за Хельсинкского Заключительного акта рухнула и Берлинская стена. Но сегодня мы снова переживаем ужасный момент в истории. Мы, возможно, повторяемся, говоря о мире в Украине. Мы начинаем бороться за вариант мира, снова по-разному понимая его. Я верю, что настало время вернуться к традициям ОБСЕ», - заявил в заключении Хаависто.

Пекка Хаависто является депутатом парламента Финляндии с 2007 года. Он начал свою карьеру в дипломатии в качестве министра по вопросам окружающей среды и развития Финляндии, был председателем Европейской Партии Зеленых и курировал программы ООН по окружающей среде.

Форум

XS
SM
MD
LG