В заявлении президента США Джо Байдена в частности говорится: «Эти удары являются прямым ответом на беспрецедентные атаки хуситов на морские суда в Красном море, включая впервые в истории использование противокорабельных баллистических ракет. Эти атаки создали угрозу для американских военнослужащих, гражданских моряков и наших партнеров, поставили под угрозу торговлю и свободу судоходства. Более 50 стран пострадали в ходе 27 атак на международные коммерческие суда. Экипажи более чем из 20 стран подвергались угрозам или были взяты в заложники. Более 2 000 судов были вынуждены отклониться на тысячи миль, чтобы избежать Красного моря, что могло вызвать недельные задержки в доставке товаров. А 9 января хуситы провели свою самую масштабную атаку, направленную непосредственно против американских кораблей».
Все государства, обладающие флотом – как морским, так и речным – периодически сталкиваются с проблемой пиратства и достаточно часто объединяли усилия для борьбы с этим злом.
В эпоху так называемого «Золотого века» пиратства 17-18 веков европейские государства разработали общие юридические принципы борьбы с морским криминалитетом. Тогда появилось правило, что пираты априори не считаются поддаными какого-то короля, а уголовными преступниками без прав гражданства: то есть суд над ними имеет право производить практически любой уполномоченный государственный служащий любого государства.
Иногда пойманных пиратов привозили в порты и публично казнили после суда, но зачастую процедуру максимально упрощали и казнили на месте. Кроме того, в 18-19 веках морские державы активизировали усилия по уничтожению пиратских баз – пираты долгое время не могут существовать без безопасных портов, где корабли возможно обслужить, пополнить запасы оружия, продовольствия, воды и топлива, а также сбыть награбленное.
Закон
Ряд принципов 18 века лег в основу международных морских конвенций. В 1982 году Конвенция ООН по морскому плану установила, что актом пиратства считается «любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: (…) против другого судна (…) или против лиц или имущества, находящихся на их борту».
В 1992 году Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства установила, что пиратом считается тот, кто «захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна» и т.д.
Эти конвенции также установили, что борьба с пиратством – задача всех государств мира, поскольку морской разбой препятствует нормальной экономической активности, что негативно отражается на всех членах международного сообщества.
Конвенция ООН по морскому плану гласит: «В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно (…) либо судно (…) захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне (…) лиц. (…) Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов (…)».
Борьбу с пиратством имеют право вести военные, пограничные или полицейские корабли и воздушные суда, в международных водах они имеют право останавливать и досматривать подозрительные суда.
В свою очередь, Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, установила, что любое государство – чей корабль, гражданин или груз пострадал от действий пиратов – имеет право осуществить юрисдикцию над захваченным морским разбойником и наказывать его согласно своим законам.
Государства, гражданами которых являются пираты, имеют право настаивать на их выдаче, чтобы судить самостоятельно.
Практика
В 21 веке пиратство по-прежнему процветает там, где пираты имеют возможность получить убежище на берегу: это обычно побережья слабых и нестабильных государств.
Международная морская организация публикует (ММО) доклады о нападениях на корабли. Так, по данным последнего отчета, который учитывает данные за девять месяцев 2023 года, в мире было зафиксировано 99 актов морского пиратства (на девять больше, чем за аналогичный период 2022 года). В большинстве случаев нападения происходили ночью, в 89% случаев пираты сумели забраться на борт атакуемого корабля. Большинство инцидентов (33) произошли в Сингапурском проливе. Значительно увеличилось количество пиратских атак в Индонезии и у побережья Перу.
Последний ежемесячный доклад на сайте ММО – за октябрь 2023 года: по его данным зафиксировано девять таких инцидентов. Восемь из них – в Малаккском проливе, один – вблизи побережья Ганы.
Нападения морских разбойников происходят и в регионах, считающихся абсолютно безопасными. Так, на протяжении полутора десятилетий пиратские атаки регулярно происходят в Мексиканском заливе – их жертвами становятся небольшие суда и нефтяные платформы.
Обычно пираты грабят судовые кассы, похищают грузы и иногда захватывают корабли и членов экипажей, требуя выплаты выкупа. Это приводит к тому, что корабли начинают избегать опасных акваторий, из-за чего сроки, и, соответственно, стоимость доставки грузов увеличиваются, растут размеры страховых выплат, что наносит значительный ущерб международной экономике. В 2011 году исследование неправительственной организации One Earth Future показало, что ущерб от сомалийского пиратства достигает 7-12 млрд долларов в год.
Современные пираты активно сотрудничают с преступными группировками и иногда с террористами.
В 1985 году произошел знаковый случай: в Средиземном море палестинская террористическая группировка захватила итальянский круизный лайнер Achille Lauro и убила одного из пассажиров – гражданина США еврейского происхождения, который, ко всему прочему, был инвалидом-колясочником. Пираты выдвинули политические требования, которые не были удовлетворены. Лайнер был освобожден.
В конце 2023 года йеменские хуситы – вооруженная группировка, действующая при активной помощи Ирана – поддержали атаковавший Израиль ХАМАС и начали атаковать коммерческие суда в Красном море.
Методы
В 21 веке старинные методы борьбы с морским разбоем применяются редко. Любые антипиратские кампании – дорогостоящие, не гарантирующие успеха и угрожающие жизни военнослужащих и моряков.
Государства, на территории которых базируются морские разбойники, как правило не обладают политическими или военными возможностями для уничтожения пиратских баз. В свою очередь, иностранные военные не имеют права на проведения подобных операций.
Проблемы возникают и с наказанием арестованных морских разбойников. Так, в 2011 году, на пике борьбы с сомалийскими пиратами, более тысячи захваченных в море сомалийцев содержались в тюрьмах 20-ти стран – США, Нидерландов, Франции, Германии, Испании, Бельгии, Йемена, Индии, ОАЭ, Омана, Южной Кореи, Кении, Танзании, Коморских островов, Мадагаскара, Мальдив, Сейшельских островов и Малайзии, а также нескольких международно не признанных образований на территории Сомали (Сомалиленд и Пунтленд).
Содержание арестованных пиратов, доставка их в тюрьму и судебные процессы над ними обходятся дорого, поэтому далеко не все государства, чьи военные или правоохранители захватили таких преступников, доставляли их к себе. Например, США заключили соглашение с Кенией, согласно условиям которого передают часть захваченных пиратов под ее юрисдикцию.
В ряде случаев суды в США и Европе оправдали подсудимых по этим делам: в условиях скоротечного морского боя сложно собрать доказательства, что обвиняемый действительно совершил преступление, например, стрелял в сторону атакованного корабля, а не был мирным рыбаком, принужденным к нахождению на пиратском судне.
Помимо этого, существуют опасения, что пираты или лица, связанные с пиратами, могут получить убежище в стране, которая их судила – они смогут доказать в иммиграционном суде, что возвращение на родину может угрожать их жизни.
Коалиции
Координацией международных усилий по борьбе с морским разбоем занимается Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности. Кроме того, существуют постоянные региональные организации, а также периодически возникают временные коалиции для борьбы с пиратством в определенном регионе мира. Соответствующие решения обычно принимаются на основе резолюций Совета Безопасности ООН.
В 2005–2012 годы антипиратские операции у Африканского Рога, в Аденском заливе и Индийском океане проводили отдельные государства, имевшие военное присутствие в регионе, Североатлантический Альянс и ЕС.
На начальном этапе военные корабли, в том числе авианосцы, реагировали на просьбы коммерческих судов, подвергшихся нападению пиратов. Впоследствии были организованы и проведены многочисленные совместные антипиратские операции: военные корабли конвоировали транспорты и освобождали захваченных заложников.
В частности, в рамках операции Allied Protector 2009 года свои военные корабли предоставили восемь государств НАТО. В этот регион также направляли военные корабли для сопровождения коммерческих судов и 17 государств, не входящих в НАТО и ЕС, в том числе Россия и Украина.
В декабре 2023 года для борьбы с пиратскими атаками хуситов в Красном море была создана коалиция – сперва из 12, а впоследствии из 44 государств мира. К этому моменту корабли США и Великобритании на протяжении двух месяцев отражали атаки хуситов, использовавших катера, вертолеты, ракеты и дроны.
3 января члены коалиции опубликовали совместное обращение к хуситам с призывом прекратить пиратскую активность: «Продолжающиеся атаки хуситов в Красном море незаконны, неприемлемы и серьёзно дестабилизируют обстановку. Не существует законного обоснования для проведения намеренных нападений на гражданские и военные корабли».
Хуситы проигнорировали этот призыв и 11 января по их базам были нанесены удары.
Форум