Линки доступности

Фестиваль в Торонто дал старт оскаровской гонке


Торонто в дни фестиваля.
Photo: Oleg Sulkin
Торонто в дни фестиваля. Photo: Oleg Sulkin

48-й международный кинофестиваль в Торонто объявил призы. Завершился крупнейший киносмотр Северной Америки (аббревиатура TIFF) в воскресенье, 17 сентября внеконкурсным показом документального фильма «Слай» (Sly) о легендарном голливудском актере Сильвестре Сталлоне, который приехал в Торонто лично представить эту ленту зрителям.

В поисках контакта

Фильм «Американское чтиво» (American Fiction) завоевал главную награду People’s Choice Award в игровой секции. Тем самым лента режиссера-дебютанта Корда Джефферсона заявила о себе как об одном из фаворитов предстоящей оскаровской гонки. Достаточно сказать, что победитель в этой секции фестивальной программы TIFF за последние 15 лет получал оскаровскую номинацию как лучший фильм года 14 раз.

«Американское чтиво». Кадр из фильма.
Courtesy: TIFF
«Американское чтиво». Кадр из фильма. Courtesy: TIFF

Лента «Американское чтиво» с Джеффри Райтом в главной роли представляет собой острую социальную сатиру. Герой фильма писатель добивается неожиданного успеха, выпустив роман, в который он намеренно собрал все расхожие стереотипы о чернокожих американцах. Фильм снят по роману «Уничтожение» (Erasure) писателя Персиваля Эверетта. Критики говорят об уверенной режиссуре Джефферсона, ранее удостоенного премии «Эмми» за работу на телевидении.

«Оставленные». Кадр из фильма. Courtesy: TIFF
«Оставленные». Кадр из фильма. Courtesy: TIFF

Второе место в этой категории получила трогательная комедия «Оставленные» (The Holdovers) режиссера Александра Пейна. Пол Джаматти блестяще играет профессора античной истории в преп-скул, которого оставляют на рождественские каникулы в здании школы опекать тинейджера-ученика, злостного нарушителя дисциплины, которого родители отказались забирать домой на это время. Компанию несладкой парочке составляет чернокожая повариха школьной столовой, которая переживает собственную семейную травму. По прогнозам ряда критиков, «Оставленные» обречены на немалый зрительский успех, сравнимый с успехом таких лент Пейна как «На обочине» (Sideways), «О Шмидте» и «Небраска».

«Мальчик и цапля». Кадо из фильма.
Courtesy: TIFF
«Мальчик и цапля». Кадо из фильма. Courtesy: TIFF

На третьем месте в основной категории оказался анимационный фантазийный фильм 82-летнего японского мастера Хаяо Миядзаки «Мальчик и цапля» (The Boy and the Heron). Главный герой этой ленты – юный Махито, который после гибели матери пытается установить с ней спиритуальный контакт с помощью волшебной птицы. Медиа в эти дни цитируют режиссера, который уверяет, что после этой картины уйдет на пенсию.

Эверест и другие вызовы

В параллельной секции «Полуночное безумие» (Midnight Madness), показывающей радикальное и эксцентричное жанровое кино, победу одержал «Дикс: Мюзикл» (Dicks: The Musical) режисера Ларри Чарльза, основанный на пьесе, шедшей в театре офф-Бродвей. В программе «Платформа», площадке для независимого кино мира, главной премией отмечена индийская мелодрама «Дорогой Джасси» Тарсема Сингха.

В документальной категории аудитория проголосовала за ленту «Мистер Одевалка: магия фантазии» (Mr. Dressup: The Magic of Make-Believe) канадца Роберта Маккалума. В центре картины – жизнь и деятельность американца Эрни Кумбса, прославленного актера популярных канадских телевизионных передач для детей.

На втором и третьем месте в документальной секции оказались ленты Джен Марковиц «Летний лагерь» (Summer Qamp) и Люси Уокер «Королева гор: Вершины Лхакпа Шерпа» (Mountain Queen: The Summits of Lhakpa Sherpa.). Первая картина – своего рода сочувственный репортаж о летнем лагере для подростков с альтернативной сексуальной ориентацией. Вторая – история уроженки Непала, которая покорила Эверест, но испытывает немалые сложности в адаптации к жизни в США, куда она переехала с двумя дочерями.

Премией профессионального киносайта IMDbPro за лучший короткометражный фильм отмечена лента «Электра» режиссера Дарьи Кащеевой, уроженки Душанбе, учившейся в Москве и Праге. Разбираясь в сложных отношениях девочки с родителями, которые объявляют о разводе, она использует оригинальную анимационную технику, совмещая манекены и живых актеров.

Звезды и забастовка

«Фестиваль фестивалей» - так называли смотр в Торонто, когда он впервые открылся в 1976 году. Тем самым подчеркивались неконкурсный характер TIFF и второстепенность призовой интриги. В отличие от «большой тройки» мировых фестивалей (Канн, Венеция и Берлин) премии в главной категории определяет не жюри, а публика. Да и номенклатура призов здесь несколько необычна в сравнении с другими фестивалями.

Так, главной наградой считаются премии зрительских симпатий People’s Choice Awards, которые отражают рейтинг показанных фильмов, исчисляемый голосованием зрителей.

Обозреватели отмечают, что многие знаменитости, приглашенные представить фильмы с их участием, отказались приехать, проявив солидарность с бастующими гильдиями актеров и сценаристов.

В то же время ряд кинозвезд получили разрешение своих гильдий и приехали в Торонто для встреч со зрителями и профессиональных дискуссий и участвовать в публичных дискуссиях. Гостями смотра стали Ава Дюверней, Гильермо дель Торо, Шон Пенн, Лора Линни, Итан Хоук, Вигго Мортенсен, Николас Кейдж, Джессика Честейн. Почетные награды TIFF за достижения карьеры получили режиссеры Педро Альмодовар и Спайк Ли, актрисы Патриша Аркетт и Вики Крипс и другие.

Но, как отмечают обозреватели, звездная лихорадка, которая обычно сопровождает фестиваль, на этот раз поутихла, а толпы фанатов у входов в фестивальные залы несколько убавились в объеме.

Эксперты напоминают, что за последнее десятилетие четыре фильма, занявшие в этой категории второе место, получили номинации на «Оскара», включая «Арго», обладателя этой премии за 2012 год. Пять фильмов, занявших за десять лет третье место в этой категории, получили оскаровские номинации, включая триумфаторов «Оскара» «В центре внимания» (Spotlight) и «Паразиты».

Гала-презентация байопика «Слай» режиссера Тома Зимни стала мировой премьерой, которую посетил и его герой. На экране 77-летний актер оглядывается в прошлое, размышляя о драматичных перипетиях своей карьеры, подарившей мировому зрителю такие иконы Голливуда, как Рокки Бальбоа, Джон Рэмбо и, с некоторыми оговорками, Барни Росс из франчайза «Неудержимые» (The Expendables). Сталлоне признает, что всю жизнь пытался доказать критикам, своей семье и самому себе, что его актерский диапазон несколько шире, чем говорящая гора мускулов. Со смешанными чувствами он вспоминает детские годы в Нью-Йорке, которые закалили его характер. Роль несгибаемого боксера Рокки Бальбоа, за которую молодому Сталлоне пришлось побороться, стала одним из нестареющих мифов массовой культуры.

Сильвестр Сталлоне с женой Дженнифер Флавин в Торонто. Credits: Reuters
Сильвестр Сталлоне с женой Дженнифер Флавин в Торонто. Credits: Reuters

Вышедший на сцену Рой-Томпсон-холл, где прошла мировая премьера «Слая», Сталлоне был встречен восторженной овацией.

«Я считаю себя последним динозавром, - сказал актер. – И очень этим горжусь».

Форум

XS
SM
MD
LG