Посол Финляндии в США Микко Хаутала, выступая в понедельник в Институте Брукингса в Вашингтоне, заявил, что, по его мнению, решение президента России Владимира Путина напасть на Украину было продиктовано его видением «исторической миссии», которое разделяется российской элитой и большинством населения страны:
«Это в голове у одного человека, но это на самом деле разделяется многими в элите и, как я думаю, большинством населения. Мой вывод с тех времен, когда я работал в Москве, что там присутствует идея “исторической миссии”, идея, что Россия должна быть “собирательницей земель” и центром этих новоприобретенных территорий, которые она называет “русскими древними землями”. Эта идея была воспринята, она широко распространялась пропагандой, и произошло так, что большая часть населения на эту историю повелась. И если вы почитаете статью Путина от июля прошлого года, то там все совершенно ясно: если он отказывает Украине в ее государственности и существовании как независимой страны, можно ли к этому что-то добавить?»
По словам Микко Хаутала, Запад недооценил ранние заявления Путина, свидетельствовавшие о возможности агрессии России против соседней страны: «Эта теория об “идее исторической миссии” прошла для нас по большей части без осознания в полной мере ее потенциала. Мы все ее наблюдали, отмечали, что она опасна, но никто из нас не осознавал со всей серьезностью, что она может привести к войне».
Финский дипломат, имеющий опыт общения с российской государственной машиной, считает, что в ней у Путина есть решающее слово, но дело не только в этом: «Президент в российской системе – практически единственный, кто принимает решения, и на нем лежит огромная ответственность, но надо признать, что у всего этого есть поддержка элиты и населения. Если бы мы в Финляндии сказали, что у нас есть территориальные претензии к шведам (или наоборот), население бы подумало, что мы полностью сошли с ума. Но в России этого не произошло. Так что проблема сильно глубже, чем мы привыкли думать».
В ходе мероприятия в Институте Брукингса, где Микко Хаутала выступал вместе со своей коллегой из Швеции, послом этой страны в США Карин Олофсдоттер, были также затронуты темы готовности Финляндии и Швеции к вступлению в НАТО и препятствиям, которые были созданы на этом пути президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Посол Швеции в США заявила, что ее страна «ведет сейчас обсуждение с турецким правительством: в субботу моя премьер-министр (Магдалена Андерссон – Д.Г.) разговаривала с президентом Эрдоганом, они договорились оставаться в контакте и посмотреть, как это все может быть разрешено».
По словам Карин Олофсдоттер, Швеция всегда относилась серьезно к угрозе извне, и ее страна на протяжении десятилетий подходила к вопросам безопасности очень серьезно:
«Во времена холодной войны Швеция тратила на оборону около 4 процентов своего ВВП, мы столько тратили в 1960-1970-х годах, и для небольшой страны такие расходы были огромными – мы построили собственную оборонную индустрию, в частности, свои собственные истребители, которые мы отправляем в разные страны, и также свои подлодки. Многие из видов нашего вооружения можно видеть сейчас в Украине. Мы укрепляем военные базы, возвращаемся к призыву в армию, наращиваем военные расходы до 2 процентов, и мы участвовали в каждой операции НАТО с тех пор, как стали участвовать в программе “Партнерство ради мира”. Так что мы уже показали, что можем и внести вклад, и проявит солидарность, даже если мы никогда до сих пор и не были страной НАТО».
Микко Хаутала, со своей стороны, заявил, что Финляндия находится «на стадии оценки требований» Турции, но не будет предпринимать никакие шаги, противоречащие ее внутренней и внешней политике:
«Я уверен, что какие-то шаги можно предпринять, но также есть вещи, на которые мы не пойдем. Все, что каким-либо образом подорвет или поставит под вопрос нашу роль как страны с верховенством закона, подорвет свободу слова или свободу политических мнений, будет выполнить невозможно. Финляндия – это Финляндия, и Финляндией останется».
Президент Турции ранее предъявил претензии обеим странам, по большей части – Швеции, в том, что обе страны давали политическое убежище сторонникам сепаратистских организаций курдов. Также Швеция и Финляндия ввели эмбарго на поставки вооружений Турции с тех пор, как она ввела свои войска в Сирию в 2019 году.