Линки доступности

В Грузии спорят о формате диалога с Россией


Спецпредставитель премьера Грузии Абашидзе выступает за «прагматичный подход» к РФ

В результате диалога с Россией для Грузии стало возможным подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Об этом заявил спецпредставитель грузинского премьера по вопросам регулирования отношений с РФ Зураб Абашидзе, который напомнил, что в Молдове и Украине подписание аналогичных соглашений с Евросоюзом, в отличие от Грузии, стало причиной не одной проблемы.

«Если бы не этот диалог, мы не смогли бы оформить и Соглашение об ассоциации с Европой. Ничего не происходит случайно. В условиях прежней власти страна не достигла бы этого успеха... Мы не просили согласия, но они подтвердили, что Россия не была бы против подписания Соглашения об ассоциации Грузии с Европой. По данному вопросу встречались экономисты и специалисты конкретных сфер. Как известно, одним из поводов конфликта в Украине было именно соглашение об ассоциации (с ЕС). В Молдове тоже создались значительные проблемы», – заявил Абашидзе в интервью грузинским СМИ.

Напомним, после смены власти в Грузии в 2012 году новый премьер-министр Бидзина Иванишвили учредил должность специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией, на которую был назначен бывший посол Грузии в РФ (в 2000-2004 годах) Зураб Абашидзе. С тех пор между представителем России замглавой МИДа РФ Григорием Карасиным и Зурабом Абашидзе состоялось десять встреч. Данный формат – в настоящее время является единственным, в котором продолжаются непосредственные переговоры между представителями России и Грузии. Он предусматривает обсуждение только гуманитарных и торгово-экономических связей между странами. Вопрос территориальной целостности Грузии является предметом обсуждений женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе. В этих переговорах, котрые регулярно проходят с осени 2008 года, принимают участие представители ООН, Евросоюза, ОБСЕ, США, Грузии, России, Абхазии и Южной Осетии.

«Прагматичный подход»

После того как в Цхинвальском регионе российские пограничники стали переносить линию оккупации вглубь территории подконтрольной Тбилиси – действий, которые Грузия расценила как «ползучую оккупацию» – оппозиция и часть общественности стали требовать упразднения формата прямых переговоров представителей России и Грузии. Эти требования не встречают понимания среди руководства страны и самого представителя премьера. По словам Абашидзе, в результате его встреч с Карасиным, есть прогресс в ряде сфер: торговле, экспорте, транспортного сообщения, упрощения выдачи российских виз гражданам Грузии, освобождения из заключения граждан Грузии. Спецпредставитель премьера заявил 15-го сентября, что к России необходим прагматичный подход.

«Россия является тяжелым и непрогнозируемым партнером, но с ней необходимо работать. Мы не можем полностью переложить наши проблемы на западных партнеров...
Мы не должны забывать, что за горой находится 140-миллионная, рассерженная на соседей ядерная страна. Это понимает весь мир, и 70% нашего населения поддерживает прагматичный подход по отношению к России», – пояснил Абашидзе в интервью.

«Методами мягкой силы»

Элене Хоштария не согласна с заявлением спецпредставителя грузинского премьера насчет того, что инициированный властями диалог с Россией способствовал тому, что Грузия сумела в 2013 году подписать соглашение об Ассоциации с ЕС. По словам эксперта, данный формат переговоров Грузии и РФ пока не принес конкретных результатов, в том числе экономических. Как она утверждает, после того как в 2011 году Тбилиси дал согласие на присоединение России к ВТО, согласно уставу организации, Москва была обязана открыть свой рынок для Грузии и отменить эмбарго, введенное на грузинскую продукцию на фоне политического обострения в 2006 году.

Кроме этого, напомнила Хоштария в интервью Русской службе «Голоса Америки», как раз после того как начался диалог Абашидзе и Карасина, Москва «еще более усугубила» и без того напряженную ситуацию безопасности в регионе, подписав интеграционные соглашения с оккупированными Абхазией и Южной Осетией, и приступив к «ползучей аннексии» – путем переноса административной границы в Цхинвальском регионе вглубь территории, подконтрольной Тбилиси, что продолжается и по сей день.

Что касается подписанного соглашения Грузии с ЕС, по словам политолога, на фоне конфликта в Украине, в интересы России стратегически не входило повторить аналогичный сценарий в Грузии. Хоштария полагает, что в случае Грузии, у Москвы в руках «успешно работающая тактика мягкой силы» – т.е. пропаганда прокремлевской политики путем финансирования СМИ, НПО, политических партий.

«Задачей России в Грузии является смена политического ландшафта и это можно получить менее бросающимися в глаза методами мягкой силы. Сегодня налицо то, что, например, в грузинском политическом пространстве появился российский дискурс, чего раньше никогда не было и это произошло на фоне диалога Абашидзе и Карасина, т.е. Россия частично достигла своих стратегических целей, но просто иными методами», – считает Хоштария.

«Дипломатический инструмент»

В своем комментарии для «Голоса Америки» эксперт Заал Анджапаридзе отметил, что Россия вряд ли создала бы Грузии такие же серьезные проблемы, как Украине, из-за подписания соглашения с ЕС. Согласно его мнению, вмешательство России в украинские процессы произошли «по другим причинам».

«После соглашения Украины-ЕС, Россия понесла бы ощутимые экономические потери, в то время как в отличие от Украины, грузинская экономика не была привязана к российской. Кроме этого Россия восприняла это соглашение как вырывание Украины из сферы своего влияния со всеми вытекающими последствиями. В Тбилиси, видимо, учли этот урок и просто решили подстраховаться от возможных осложнений», – полагает Анджапаридзе.

Что касается диалога Абашидзе и Карасина, эксперт считает, что контакты в этом формате должны продолжаться, так как в случае его упразднения «оборвется последняя нить прямого диалога с РФ» – на котором, по его словам, кроме экономических, также решаются и вопросы гуманитарного характера, в частности – освобождение арестованных в России граждан Грузии обвиненных в шпионаже.

«Этот формат также является своебразным дипломатическим инструментом для снижения градуса напряженности между Грузией и РФ, для этого он и был создан, его упразднение мне кажется преждевеменным в нынешней ситуации», – резюмировал Заал Анджапаридзе.

XS
SM
MD
LG