Линки доступности

Беларусь: почему Лукашенко выпустил на свободу политзаключенных?


Николай Статкевич после освобождения
Николай Статкевич после освобождения

Эксперты видят в акте помилования сигнал Западу в преддверии президентских выборов

На Западе и в США положительно восприняли новость об освобождении белорусских политзаключенных и ждут от Минска шагов по демократизации процесса выборов. Об этом говорится в заявлениях Госдепартамента США и представителей Европейского Союза.

Напомним, 22 августа указом президента Беларуси Александр Лукашенко выпущены на волю шесть политических узников: Николай Статкевич, Игорь Олиневич, Николай Дедок, Евгений Васькович, Артём Прокопенко и Юрий Рубцов.

По словам пресс-секретаря Госдепартамента США Джон Кирби, их освобождение стало «положительным событием для народа Беларуси и важным шагом к нормализации отношений с Соединенными Штатами».

«Мы повторяем наш призыв к правительству Беларуси восстановить политические права этих шести и других бывших политических заключенных», – говорится в его заявлении.

Джон Кирби также призвал Беларусь «провести предстоящие выборы в соответствии со стандартами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)». До этого прибыла верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и комиссар Еврокомиссии по политике соседства Йоханнес Хан в совместном заявлении назвали акт Лукашенко «долгожданным шагом вперед».

Вместе с тем, правозащитная организация Freedom House отметила, что освобожденные политзаключенные «… никогда не должны были оказаться в заключении», отметил президент организации Марк Лэгон. Более того, Freedom House продолжает внимательно следить за новыми делами в отношении Максима Пекарского, Вадима Жиромского и Вячеслава Касинерова, которые имеют «признаки преследования по политическим мотивам».

Заместитель декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев уверен, что говорить в данном случае о каком-то движении Минска в сторону демократии не приходится.

«Это авторитарный режим, поэтому никакого движения в сторону демократии невозможно, – утверждает он в интервью «Голосу Америки». – Иначе такие режимы сразу начинают разваливаться, а затем наступает их деградация. Это четкое выполнение дорожной карты по признанию пятого (президентского) срока и легитимизации режима».

Очередные выборы президента Беларуси намечены на 11 октября нынешнего года. В случае победы на них для Александра Лукашенко это будет пятый президентский срок.

Последние действия белорусского лидера представляются Суздальцеву вполне понятными.

«Он съездил в Грузию, поддержал заочно саммит Восточного партнерства в Риге, – напомнил он. – После этого Запад сократил список лиц, которые подпадают под визовые санкции».

Освобождение политзаключенных замдекана ГУ-ВШЭ назвал ответным жестом, который Лукашенко сделал в преддверии своего визита в Нью-Йорк, где состоится заседание генеральной ассамблеи ООН.

«Лукашенко очень рассчитывает на то, что его примет президент Обама, – добавил он. – Поэтому он и «разгрузился» от проблемы политзаключенных», полагает российский эксперт.

Это не первый случай, когда Лукашенко использует политзаключенных в качестве предмета торга, указал Андрей Суздальцев.

«А если он и впрямь договорится о том, что его избрание на пятый срок будет признано легитимным, на деле это будет означать согласие с его пожизненным президентством и даже правом передачи власти по наследству, – считает он. – Наследники уже готовятся».

Как известно, США не признали легитимность результатов президентских выборов в Беларуси в декабре 2010 года, подвергнув критике репрессии властей против участников выборов.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии, член федерального политсовета Союза правых сил Валерий Хомяков в комментарии Русской службе «Голоса Америки» заметил, что Лукашенко уже не первый раз демонстрирует намерение, как образно выразился российский политик, «поменять свою номинацию».

«Его ведь давно окрестили последним диктатором Европы, – продолжил он. – Но на фоне того, что происходит сейчас в России, Лукашенко пытается поймать ветер в свои паруса и представить дело так, что на роль последнего диктатора Европы есть более достойные кандидатуры. Скорее всего, такая здесь подоплека».

На взгляд Хомякова, решение Лукашенко выглядело бы гораздо серьезнее, если бы он не только выпустил оппозиционеров, но и не препятствовал бы их возможному участию в грядущих президентских выборах.

«Это было бы совсем другое дело, – подчеркнул он. – Но действия Лукашенко, по крайней мере, заслуживают внимания. Все-таки люди оказались на свободе. И потом, кто его знает: может, он и впрямь задумался о том, что есть смысл пойти по пути Украины посредством интеграции в Евросоюз. Он человек достаточно опытный, ловкий, хитрый».

При этом гендиректор Совета по национальной стратегии не сомневается, что Лукашенко стремится понравиться Западу.

«Это очевидно, – рассуждает эксперт. – Думаю, что он не исключает того, что западные компании, инвесторы обратят внимание на его республику. Конечно, в Беларуси выстроен режим, крайне неблагоприятный для рыночной экономики, но кто его знает?»

Вместе с тем Хомяков согласен, что Лукашенко может «держать в уме» потенциальную встречу с Бараком Обамой.

«Вполне возможно, он надеется, что Обама ему пожмет руку, как Раулю Кастро, – предположил политик. – А для него это очень важно, хотя бы в плане сигнала западным европейским структурам».

Таким образом, освобождение политзаключенных, по мнению российских экспертов, следует рассматривать не только в контексте предстоящих президентских выборов в Беларуси, но и с подготовкой визита Александра Лукашенко на сессию Генассамблеи ООН.

XS
SM
MD
LG