В музее Метрополитен открывается выставка, которую никак нельзя пропустить тем, кто интересуется модой. Обладательница крупнейшего в мире частного собрания предметов «от-кутюр» (высокой моды) – Сэнди Шрайер – дарит нью-йоркскому музею часть своего уникального архива. Вещи настолько редкие, что стали настоящим открытием даже для кураторов. Впрочем, это не только ретроспектива моды – это и личная история женщины, которая благодаря своей любви к красивой одежде стала одним из самых авторитетных коллекционеров в мире.
Такому подарку в Метрополитен не могут поверить до сих пор: музейное собрание Института моды пополнят несколько десятков редчайших предметов «от-кутюр».
«Это очень важный день, – говорит Сэнди Шрайер, историк моды. – Мечта всей моей жизни!»
Ее платья известны всему миру, но ее саму знают немногие. Музеи гоняются за такими экспонатами, но у нее их все равно больше. Она всю жизнь скупает предметы высокой моды, но никогда не носит.
«Я всегда понимала, что это – искусство, – продолжает обладательница крупнейшей в мире частной коллекции редких нарядов. – Если бы у меня был Пикассо, я же не носила бы его в своей сумочке!»
Здесь – все самое лучшее из французских домов и срез американского стиля. «В погоне за модой: коллекция Сэнди Шрайер» – так назвали в Метрополитен этот подарочный набор длиною почти в столетие.
«Потрясающая выставка! – восклицает фэшн-блогер Валери. – Она охватывает вековую историю моды. С 20-х годов прошлого века. Это буквально всё – шляпки… О, слава богу, здесь есть шляпки!.. Это аксессуары. Это платья, которые пришли из кино».
Платья Адриана, на которого в 1940-е молился Голливуд, наряды Жаклин Кеннеди Онассис, знаменитое «мини» худышки Твигги – всё это тоже переходит музею Метрополитен.
Дизайнер Роберто Рохас смотрит на свое творение на музейном манекене. Говорит, в оригинале оно было длинным, но на Твигги совершенно не смотрелось.
«На фотосъемке в студии мы примеряли на нее разные платья: она все время сутулилась, – вспоминает кутюрье Роберто Рохас. – Длинные наряды подавляли ее. Я говорю: “Дай мне платье”. Она сняла. Я спрашиваю: “Есть у кого-нибудь ножницы?” Все выдохнули: “О боже”!»
От длинного сетчатого подола осталась узенькая полоска. И журнал, где фото с опальной по нынешним дням сигаретой, стал библией 60-х.
Сэнди Шрайер нашла и это платье, и журнал, и ансамбль Поля Пуаре, и открыла для себя красоту Диора, Лагерфельда, Баленсиаги, Шанель.
По ней самой можно писать хронологию «от-кутюр». В мир моды Сэнди попала благодаря отцу. Эдвард Миллер был известным скорняком. Шил шубы для Russeks – стильного нью-йоркского универмага.
Этот суперпопулярный в 1930-е годы модный магазин на Манхэттене находился на пересечении 36 Улицы и 5 Авеню. Такой же универмаг было решено открыть и в Детройте, где бурно развивался не только американский автопром, но и фэшн-индустрия. Новый Russeks, куда пригласили работать отца Сэнди, моментально стал любимым местом детройтских модниц.
Одной из них была и маленькая Сэнди. Читать училась по модным журналам, которые стали для нее и азбукой, и хрестоматией стиля. В юности она – модель культового Видала Сассуна. И всю жизнь разыскивает редкие платья и пишет книги об их истории.
Местонахождение ее хранилища в Детройте – величайшая тайна. Но известно: есть там и творения русских мастеров. Одно из них переходит в архивы Метрополитен – это платье Валентины Саниной-Шлее, музы Вертинского, основательницы нью-йоркского Дома моды «Valentina», куда любили захаживать Грета Гарбо и Марлен Дитрих.
«Русский балетный костюм из своей коллекции и платье дизайнера Натальи Гончаровой я подарила Эрмитажу, – рассказывает Сэнди Шрайер. – Я всегда чувствовала, что они должны быть там. Еще у меня есть прекрасный портрет Поля Пуаре кисти Мари-Аликс. Она была русская, очень известный автор в 20-е годы».
Свою коллекцию Сэнди Шрайер собирает более полувека. Там уже свыше 15 тысяч предметов! Говорит, не собирается оставлять это занятие и дальше. По крайней мере, следующие 50 лет.