Линки доступности

Следует ли отождествлять критику Израиля с антисемитизмом?


Иерусалим (архивное фото)
Иерусалим (архивное фото)

Некоторые американские евреи считают, что приравнивать сионизм к иудаизму — неверно

Авторы фильма “Израилизм”, молодые американские евреи Эрин Аксельман (Erin Axelman) и Сэм Айлертсен (Sam Eilertsen), получают тысячи возмущенных писем из соцмедиа. Их называют “евреями-антисемитами" и “евреями, которые сами себя ненавидят”. Показы фильма хотели запретить в Хантер-колледже и других университетах США.

Критика Израиля – это антисемитизм?
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:43 0:00

В фильме рассказывается, как большинство евреев Америки воспитываются в духе полного одобрения и даже обожания Израиля и считают Израиль частью еврейской идентичности. В фильме также показаны реалии жизни палестинцев на Западном берегу реки Иордан в условиях израильской военной оккупации.

“Палестинцы, живущие на Западном берегу, несмотря на то, что их жизнь контролируется израильской армией с утра до вечера, даже теоретически не являются гражданами страны, в которой живут, — говорит в интервью для фильма писатель Питер Бернард (Peter Bernard). — В каком-то смысле ты воочию видишь, как выглядит НЕ-демократия””.

“Когда люди смотрят на Западный берег и говорят: это апартеид, они не просто бросаются словами. Палестинцы живут в иной правовой системе, чем израильские поселенцы рядом с ними”, — говорит еще в одном интервью Лара Фридман (Lara Friedman), президент фонда “За мир на Ближнем Востоке”.

Эрин Аксельман и Сэм Айлертсен решительно не согласны с тем, что критику Израиля следует приравнивать к анисемитизму.

“Заявления, отождествляющие иудаизм и сионизм, вызывают тревогу и, если честно, — опасны. Иудаизм — это религия и культура, которые существуют уже тысячи лет, — сказал в интервью “Голосу Америки” сорежиссер фильма “Израилизм” Эрин Аксельман. — Сионизм же — это политическая идеология, созданная в середине 19-го века для решения проблемы антисемитизма в Европе”.

Деятели сионистского движения в конце 19-го и начале 20-го века выступали за объединение евреев всех стран мира на исторической родине — в Палестине. Палестина была тогда территорией Османской империи, с 1922-го года — британским протекторатом, а большинство евреев изгнали оттуда еще во времена Римской империи. Но в конце 19 века они стали туда возвращаться.

Профессор истории Дерек Пенслар, руководитель Центра Еврейских исследований в Гарвардском университете, в интервью “Голосу Америки” рассказал, что большинство сионистов были социалистами и там, в Палестине, хотели построить “рай на земле”.

“Социалисты-сионисты верили, что новый дом, новая Родина евреев станет светочем, центром нового мира свободы и прогресса, где тирания будет побеждена, — рассказал” профессор Пенслар. — Эта новая Родина станет авангардом для нового социалистического рая. То есть они “поженили” сионизм и социализм”.

Однако внутри самого “еврейского мира” существует долгая история антисионизма.

“Есть евреи, которые в течение последних 130 лет считают, что создание еврейского государства и его существование нарушает их религиозные принципы, — рассказал профессор Пенслар. Это евреи-ортодоксы, которые считают, что возвращение евреев в Землю Израильскую, как предсказано в Священном писании, произойдет только с приходом Мессии и только по воле божьей”.

Три года назад профессор Пенслар подписал Иерусалимскую декларацию, международный документ, который четко формулирует: не вся критика Израиля является проявлением антисемитизма.

После терактов ХАМАС 7-го октября израильско-палестинский конфликт в США вызывает усиленную бурю эмоций. Нападения на палестинцев и на евреев участились. Пятого декабря прошлого года американский Конгресс принял произраильскую резолюцию, которая осуждает насилие и дискриминацию на этнической и религиозной почве. В резолюции говорится:

“Палата представителей недвусмысленно подчеркивает: антисионизм является антисемитизмом”.

Раввин Дэвид Вольпе до недавнего времени был членом Консультативного Совета по борьбе с антисемитизмом при Гарвардском университете. Он добровольно покинул Совет, так как разъяснять позицию Израиля и бороться с антисемитизмом на кампусе Гарварда ему стало крайне сложно.

“В значительной степени эти понятия совпадают, и в большинстве своем антисионизм отражает антисемитскую позицию, — сказал он в интервью “Голосу Америки”. — Есть ли на свете люди, которые выступают против сионизма, но не являются антисемитами? Да, такие люди есть. Но в большинстве своем те, кто хочет, чтобы Израиля не было на карте мира, не испытывает теплых чувств к евреям”.

Пропалестинские студенты-активисты, возмущенные убийством мирных жителей в Газе, зачастую распространяют свой гнев на всех евреев. Студенты-евреи подали в суд на администрацию Гарварда.

“В Гарвардском университете есть анонимный, только для студентов, канал в социальных медиа — и после нападений 7-го октября там были ужасающие антисемитские посты. Ужасающие. И их было много, — рассказал профессор Пенслар. — И были случаи, когда студентов-евреев оскорбляли. Был один возможный случай физического насилия — он сейчас расследуется, пока непонятно, что там произошло”.

Многие пропалестинские активисты заявляют, что создание государства Израиль в 1948-м году было “колониальным проектом” западных стран для сохранения влияния на Ближнем Востоке. По словам профессора Пенслара, те, кто так считает, просто не знают истории.

“Когда в 1947-м году перед ООН встал вопрос Палестины, на тот момент еврейская сионистская община в Палестине уже существовала на протяжении 60 лет, — рассказывает профессор Пенслар. — Она не была создана после Холокоста на пустом месте. И когда ООН пыталась решить, что делать с Палестиной, это совершенно не было связано с Холокостом. Проблема была в том, что в Палестине жили миллион 200 тысяч палестинцев и около 600-от тысяч евреев. И те, и другие требовали своей государственности и друг друга убивали. И ООН попыталась как-то этот конфликт разрешить”.

Пенслар также отмечает, что главным игроком, признавшим Израиль, был Советский Союз — не из особой любви к евреям, а потому, что СССР хотел уменьшить влияние Великобритании на Ближнем Востоке. А часть правительства США вначале были против создания Израиля — в частности, разведслужбы и Госдепартамент. Однако Израиль тогда поддержал президент Гарри Труман. А представители Ирана и Индии предлагали государство-конфедерацию, с арабским и еврейским компонентами. Но от такого варианта отказались и арабы-палестинцы, и евреи.

Что касается разрешения израильско-палестинского конфликта сегодня — никто, включая ООН, пока не придумал действенного плана. “С обеих сторон конфликта должно сформироваться ощущение полной и абсолютной усталости от войны, должна быть открытость к переговорам, — считает Дерек Пенслар. — Один политолог назвал это “взаимоущербным тупиком”. Но проблема в том, что сейчас обе стороны, кажется, очень хотят продолжать воевать”.

Раввин Дэвид Вольпе считает, что завершение конфликта сейчас — в руках палестинцев.

“Когда палестинцы признают, что еврейское государство имеет право на существование, — сказал раввин Вольпе “Голосу Америки”. — И если вы мне не верите — я могу указать на Иорданию и Египет, которые приняли Израиль — и сразу же между странами воцарился мир”.

Молодые либеральные американцы-евреи говорят, что таких, как они — пропалестински настроенных евреев в США — становится все больше.

"Что для меня означает быть прогрессивным евреем? Бороться и за палестинские права, и против антисемитизма с одинаковой решимостью, — отмечает сорежиссер фильма “Израилизм” Эрин Аксельман. — Потому что для меня ценность жизни еврея так же высока, как ценность жизни палестинца”.

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

Форум

XS
SM
MD
LG